Примерное время чтения: 5 минут
1259

Первые ворота. Чем Уктусский аэропорт был для Екатеринбурга

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. «АиФ-Урал» 06/11/2019

Екатеринбург стал родиной советской гражданской авиации. Ещё можно успеть посмотреть на живую историю авиастроения на Урале, пока её не стерли с лица земли

На днях уральские СМИ растиражировали новость о том, что Уктусский аэропорт отказались признавать памятником архитектуры, а значит, его участь практически решена. Старое здание, скорее всего, снесут, а на его месте возведут очередной торговый центр или автовокзал. Специалисты Управления госохраны ОКН не увидели в его архитектуре никаких интересных элементов. Между тем Уктусский аэропорт открывает первую страницу авиаистории Екатеринбурга.

Не первый, а третий!

Уктусский аэродром часто называют первым аэродромом Екатеринбурга. Но это дважды не соответствует действительности. Первый в городе демонстрационный полет аэроплана был осуществлён в июле 1911 года на местном ипподроме – ныне это парк за Дворцом Молодёжи.

А 2 сентября 1920 года в небо поднялся первый в советской истории пассажирский авиарейс. И это был рейс в Екатеринбург! В Сарапуле в то время базировалась авиашкола, где готовили экипажи для дальних тяжёлых бомбардировщиков. Там пришли к выводу, что лучшим обучением могла бы стать практика, реальные перелёты на большие расстояния. А заодно энтузиасты авиации горели желанием доказать всем, что авиация способна стать еще одним видом транспорта.

Вот и решили создать регулярную «воздух-линию» до Екатеринбурга. 3 сентября в 19:00 самолёт «Илья Муромец» дореволюционной еще постройки достиг цели. Правда, аэродром находился не в городе. По различным причинам авиаторам приглянулась просторная пустошь в районе села Арамильское (ныне город Арамиль). Однако попытка совершить второй рейс успехом не увенчалась. На трассе случилась тяжёлая поломка мотора, запчасть ждали долго, а потом установилась зимняя погода. Так что «Муромец» вернулся в Сарапул. 

Но уже в 1923 году началось создание советской гражданской авиации. Екатеринбург не остался в стороне. Лётное поле было решено создать на пустоши с юга от города. Уральская гражданская авиация началась с прибывших в марте 1924 года трёх «Юнкерсов», каждый из которых мог вместить лишь четырех пассажиров. Они возили высокопоставленных чиновников до Нижнего Тагила, Ирбита, Серова, Ивделя, Красноуфимска, в Тюмень.

Эпоха дальних перевозок началась в 1929 году. Причем сразу с очень дальних перевозок. В СССР была запущена самая протяженная в мире линия авиапочты – между Москвой и Иркутском. 4683 километра – это больше, чем южный почтовый маршрут между Францией и Латинской Америкой, который так поэтично описал летавший на нём Антуан де Сент-Экзюпери.

Здание аэропорта, на которое пока ещё может полюбоваться любой желающий, было решено построить в 1934 году. Однако завершено строительство было лишь в 1937-м.

Фото: www.1723.ru

Как создаются мифы

Появившийся на бывшем лётном поле в начале 2000-х торговый центр накрепко вбил в головы горожан миф: здесь, на Уктусе, когда-то причаливали красавцы дирижабли.

И вправду, в середине 1930-х было принято решение открыть постоянное сообщение между Москвой и Свердловском. Рейсы совершать планировалось силами эскадры дирижаблей имени В.И. Ленина из шести единиц. Был уже построен и проходил испытания первый – В6 «Осавиахим».

На Урале в 1937 году была построена причальная мачта для дирижабля – самая высокая в Европе. Правда, как сообщают архивы, располагалась она не на Уктусском аэродроме, а на военном аэродроме под Арамилью. Но дирижабль так и не прилетел. К пробному перелёту до Новосибирска через Свердловск в феврале 1938 года было уже всё готово, когда пришла тревожная радиограмма: льдина, на которой дрейфовали полярники во главе с Иваном Папаниным, раскалывается, жизни людей в опасности. Экипаж «В6» вызвался лететь на помощь.

Погода в зимней Арктике была отвратительной. К полёту по новой трассе экипаж подготовиться не успел. В ночь на 6 февраля в условиях нулевой видимости дирижабль врезался в гору, не отмеченную на картах. Аппарат был уничтожен, экипаж почти весь погиб.

Незадолго до этого в США потерпел катастрофу дирижабль «Гинденбург». Так что советское руководство полностью закрыло работы по этой теме.

Закат

Начало 1940-х ознаменовалось появлением скоростных и тяжелых самолетов. Стало ясно, что за ними будущее гражданской авиации. Однако они могли взлетать только с аэродромов с твёрдым покрытием.

Таким после реконструкции в июне 1941 года стал военный аэродром Кольцово. Началась война, и стало ясно, что страна еще долго не сможет себе позволить роскошь переоборудовать в районе Свердловска еще один аэродром. Так что насущную задачу развития гражданской авиации в регионе решили просто: в 1943 году, когда занимавший Кольцово НИИ ВВС смог вернуться из эвакуации обратно в Подмосковье, этот аэродром открыли для использования гражданской авиацией. Отныне только отсюда совершались рейсы за пределы региона.

Уктус продолжал жить весьма насыщенной жизнью. Здесь базировалось около сотни (!) самолетов Ан-2 плюс вертолеты, интенсивно выполнявшие рейсы по Свердловской области. Авиаперевозки щедро дотировались государством, тариф для населения вычислялся по формуле «4 коп. за километр». То есть до Серова можно было добраться за 10 рублей, а средняя зарплата тогда составляла 160 рублей. Учтите ещё, что личных автомобилей тогда было гораздо меньше. Так что недостатка в желающих добраться по области побыстрее не было. Тем более что пользоваться аэропортом было очень удобно, приехать-уехать можно было… троллейбусом.

Однако город разрастался, аэродром и его авиатрассы становились как кость в горле. В начале 1980-х военные согласились покинуть аэродром Арамиль. Малую авиацию перевели сюда. Вскоре уже на бывшем лётном поле Уктуса громоздились жилые многоэтажки. А на краю «Ботаники» виднелось ставшее таким маленьким жёлтое здание аэровокзала – эдакий романтичный привет из прошлого.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах