Операцию по поиску самовольно улетевшего «кукурузника» называют беспрецедентной как по масштабу, так и по длительности. И пусть неизвестна причина исчезновения воздушного судна, спасение бесценных человеческих жизней влетает казне в копейку.
К концу июня 2012 года поиски улетевшего самолета Ан-2 продолжались уже без малого три недели. За это время свердловские спасатели вместе с коллегами из соседних регионов при поддержке силовиков обыскали более 230 тысяч кв. км с воздуха. Это означает, что к вечеру 29 июня летчики обследовали всю территорию в радиусе 250 км от аэродрома в Серове. Таково максимальное расстояние, на которое в ночь на 12 июня летчик Хатиб Кашапов мог увести свою машину с 12 экскурсантами. Иначе ему было не вернуться - не хватило бы топлива.
Бесценная жизнь
Призывы найти путешественников любой ценой звучали с высоких трибун. При этом все затраты обещал компенсировать за счет областной казны губернатор Евгений Куйвашев. И деньги не считали. В пиковые моменты, когда у поисковиков еще теплилась надежда на спасение людей, в воздухе работали 14 воздушных судов. Так было 21 июня, когда к операции был привлечен самолет Ан-26, 6 вертолетов Ми-8, 4 самолета Ан-2, 2 вертолета АС-350 и даже немецкий вертолет BО-105.
Как рассказал «АиФ-Урал» гендиректор аэропорта «Уктус» Анатолий Меняев, один час полета вертолета Ми-8 с учетом горючего и амортизации машины стоит в пределах 90 тысяч рублей. Если же машина арендуется у сторонней организации, то к этой сумме следует плюсовать аренду судна - 24-28 тысяч рублей в час. Часть винтокрылых машин привлечена из авиапарка коллег-спасателей из соседних со Свердловской областью регионов, а также из парка авиакомпании Utair и ряда других организаций.
В поиске с воздуха используются и самолеты. В отличие от вертолета, они могут лишь заметить место аварийной посадки. Стоимость эксплуатации Ан-26 выяснить не удалось, однако, как сообщили «АиФ-Урал» в свердловском аэроклубе ДОСААФ, час полета Ан-2 стоит до 27 тысяч рублей. Если учесть, что «кукурузников» у свердловских спасателей нет, то их аренду следует закладывать в общий бюджет операции. Чуть дороже бипланов обходятся привлеченные буквально накануне два вертолета Eurocopter AS 350. Как пояснили «АиФ-Урал» в московской компании Club-Aerojet, полетный час воздушного судна такого типа обходится в 42-48 тысяч рублей.
Обратная сторона халатности
Нагрузку на бюджет можно определить путем нехитрых математических расчетов - исходя из того, что вся авиация летает по 12-16 часов в сутки, то есть почти на протяжении всего светового дня. Только 18 июня в воздухе «висело» три Ми-8, два Ан-2 и один Ан-26. Без учета последнего стоимость одного дня поиска обходилась около 4 млн рублей при условии, что воздушные суда были в поиске по 12 часов каждый.
Таким образом, к концу июня общий налет составил не менее 700 часов. Это, как признают в МЧС, беспрецедентная по своему масштабу операция. По осторожным подсчетам, стоимость одного «авиационного» дня может колебаться от 2 до 10 млн рублей. Областной бюджет пока что компенсирует лишь 13 млн рублей.
Кстати:
Наземная операция хоть и более трудная, но менее затратная. В разные дни в поисках принимали участие от 200 до 1500 человек. По словам путешественника Владимира Рыкшина, минимальная стоимость дневного рациона каждого спасателя в тайге - не менее 300 рублей.