Екатеринбург, 15 мая, АиФ-Урал. Сегодня вечером в аэропорту Кольцово Средний Урал будет встречать Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В программе визита главы Русской православной церкви значится и освящение храма святого благоверного Александра Невского - главного собора Ново-Тихвинского женского монастыря, после чего - с 20 мая - величественный храм, долгие годы находившийся на реставрации, будет открыт для прихожан.
История храма, которую педантично и скрупулезно восстановили насельницы обители, богата на трагические и светлые события. Начнем с того, что процесс его рождения длился долгие сорок лет.
Сорок долгих лет
В 1809 году император Александр подписал Высочайший указ об учреждении Ново-Тихвинского монастыря. В этом же году игуменией Таисией получено благословение Святейшего синода на строительство нового каменного храма во имя святого Александра Невского. Очевидно, что храм был посвящен именно этому святому не случайно: благоверный князь был небесным покровителем императора Александра I, и cестры таким образом хотели отблагодарить монарха за оказанную им милость.
Спустя пять лет двухэтажный и двухпрестольный собор был заложен. Однако через двадцать лет после начала строительства его разобрали до основания. Неправильная закладка спровоцировала появление трещин в стенах. Кроме того, к этому времени сестринство монастыря увеличилось настолько, что возникла необходимость в храме больших размеров. Новый проект собора - уже трехпрестольного - был выполнен известным уральским архитектором Малаховым и доработан специалистами из Санкт-Петербурга.
Строительство храма шло медленно - сказывалась нехватка средств. Благодаря активности игумении удалось организовать сбор пожертвований на уральских заводах. Средства в возведение собора вкладывали как владельцы заводов, так и простые жители заводских поселков. В конце концов необходимые деньги удалось собрать, и в 1854 году Александро-Невский храм, выполненный в стиле позднего классицизма и рассчитанный на четыре тысячи молящихся, был полностью завершен.
Здесь служил святой
Летом 1905 года в Александровском соборе служил почитаемый священник, проповедник Иоанн Кронштадтский, который в 1990 году был канонизирован Русской православной церковью. Желающих присутствовать на службе было столько, что храм не смог всех вместить. По свидетельствам очевидцев, сохранившимся до наших дней, люди стояли на подоконниках внутри храма, на карнизах снаружи, а также заполнили всю территорию монастыря. Для поддержания порядка были мобилизованы взводы солдат, казаки, полицейские.
Дошло до наших дней и описание одного чудесного эпизода того дня. Во время причащения к Святой чаше подошла женщина с младенцем на руках, и отец Иоанн, видевший их впервые, сказал: «Причащается младенец Татиана». Мать от изумления чуть не выронила малышку из рук.
Экспонат 12125
Трагические страницы истории храма начались с 1930 года, когда собор был закрыт постановлением Президиума Свердловского горсовета. Чуть позже возле храма был совершен чудовищный акт вандализма. До революции вокруг храма располагалось монастырское кладбище, где погребали как духовенство и сестер обители, так и видных государственных и общественных деятелей, представителей культуры и науки, благотворителей монастыря. Например, именно здесь покоились останки основателя Уральского общества любителей естествознания Н.К. Чупина, архитектора М.П. Малахова, знаменитого уральского офтальмолога А.А. Миславского, здесь же находились семейные захоронения известных уральских предпринимателей и благотворителей Злоказовых. В 1918 году именно на монастырском кладбище был похоронен расстрелянный большевиками священник Павел Чернышев, ныне прославленный в лике святых.
Именно это кладбище в 40-50-е годы прошлого века было… сровнено с землей, а могильные плиты пошли на мощение дорог.
Как известно, в конце концов храм был отдан под областной краеведческий музей. Именно здесь, к слову, хранился «экспонат 12125» - мощи праведного Симеона Верхотурского. Святыню возвратили церкви лишь в 1989 году. Некоторое время они хранились в келье владыки Мелхиседека, а потом торжественно были перенесены в храм Всемилостивого Спаса.
Процесс же передачи здания храма церкви был долгим и мучительным. Например, летом 1991 года община верующих даже провела 33-дневную голодовку. Собор возвращали по частям. В 1992 году церкви был передан первый этаж южного придела, а через два года при соборе был возрожден Ново-Тихвинский монастырь. От фондохранилищ музея храм был окончательно освобожден лишь в 2005 году. Вскоре после этого события он был закрыт на реставрацию.