Молодого человека, передвигающегося на инвалидной коляске, в развлекательное заведение не пустили охранники – дескать, дресс-код не прошел. Сам екатеринбуржец уверен в другом: не пустили потому, что… на колесах. Что это – досадный инцидент или демонстрация равнодушного, а то и наплевательского отношения к инвалидам?
Из дома не выйти?
Скандал разгорелся в одном из популярных екатеринбургских ресторанов. Инвалида-колясочника Александра Мокина и его друзей в заведение не пустили охранники, заявив, что те одеты не по формату клуба (молодой человек был в спортивных брюках). Сам Александр уверен, что дело действительно в его внешнем виде, но только вот не в деталях туалета, а в средстве передвижения. Инвалид намерен подать иск в суд, тем более опыт у него уже есть. Больше двух лет назад Мокин отсудил у другого кафе 100 тыс. руб. после того, как ему не дали отпраздновать там день рождения.
В то время как обстоятельства инцидента выясняются, среди свердловчан развернулись настоящие баталии: прав Александр или нет? Многие поддержали молодого человека, заявив, что нужно бороться за свои права, а подобные заведения – наказывать за дискриминацию. Другие, напротив, сошлись на том, что поведение Мокина похоже на провокацию с целью наживы: правила общественного поведения – едины для всех, и, если у заведения есть дресс-код, следует придерживаться существующих стандартов. «Не надо прикрываться своей инвалидностью, – выразила свое мнение о происходящем руководитель общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение» Елена Леонтьева. – Саша говорит – мне в спортивных штанах удобней. Но ведь в рабочей одежде рестораны и театры никто не посещает! Причем тут инвалид – не инвалид, если ты нарушаешь некие нормы? Уважать надо общество!».
«Птицы редкие»
В Свердловской области это далеко не первый случай хамского отношения к людям с ограниченными возможностями. Так, в сентябре проешлого года в Екатеринбурге инвалид на костылях приехал в здание интернет-магазина, чтобы забрать свой товар. Лифт в помещении, где находится пункт выдачи товаров, оказался сломан, и покупатель попросил менеджера организации спуститься и передать покупку. Просьбу инвалида сотрудник магазина выполнить отказался.
Да, деньги на обустройство доступной среды для инвалидов выделяются, но расходуются они неэффективно, и многочисленные проблемы, наряду с недоступностью транспорта и дефицитом общения, продолжают усложнять жизни уральским инвалидам. Другой немаловажный вопрос – это отсутствие понимания. «Чтобы избежать проблем, нужны четко прописанные взаимоотношения, – уверена Елена Геннадьевна. – Вот мы в аэропорту, и его сотрудница на регистрации задает вопрос мужчине, передвигающемуся на коляске: «Вы сами сможете дойти до самолета?» Он отвечает: «Да, смогу». Но в его терминологии «дойду» означает «доехать», а это значит, что нужна специальная коляска, которую должен предоставить аэропорт. Если бы и той, и другой стороне заранее объясняли некоторые вещи, это сняло бы напряженность и предотвратило многочисленные сбои и обиды».