341

Что такое русская классика? Тезисы лекции Архангельского в Ельцин Центре

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Одновременно со скандалом в одном из книжных магазинов Екатеринбурга, где 17-летней девушке не продали стихи русских классиков, в Ельцин Центре состоялась лекция литературоведа  Александра Архангельского. Ее тезисы – в материале URAL.AIF.RU.

На минувшей неделе совпало два события. Во-первых, Роскомнадзор попросили проверить адекватность маркировки произведений классической литературы, чтобы избежать историй, произошедших с 17-летней екатеринбурженкой Алисой. Ей, как уже писал «АиФ-Урал», отказались продавать сборник стихов из-за маркировки «18+». Во-вторых, в Ельцин Центре состоялась лекция Александра Архангельского о важности и ценности классической литературы.  

Главный тезис Архангельского: классике все возрасты покорны и лишать этого наследия хоть одного человека, будь то ребенка или взрослого – настоящее безумие. Дело в том, что уровень интереса к классической литературе и без того упал. Виной тому стали неизбежные обстоятельства «современного технологичного общества».

Справка

Александр Архангельский известный российский критик, литературовед, писатель и публицист. Автор, ведущий и руководитель программы «Тем временем» на телеканале «Культура». Педагог и составитель школьных учебников, методических пособий, хрестоматий по литературе. Он известен своими лекциями по литературе в лектории «Прямая речь» в Москве, Санкт-Петербурге и Лондоне.

Классика? Что это?

Какая же отечественная  литература всё-таки относится к русской классике, что соответствует её канонам?  Классика русской литературы — это литературные памятники и произведения искусства, признанные шедеврами мировой культуры. Классическими принято считать произведения, ставшие достоянием традиций(их постоянно цитируют, на них часто ссылаются), обладающие качеством хрестоматийности (их изучают в школе, их должен знать каждый, считающий себя культурным и образованным человеком). Канонические произведения литературы можно отнести к настоящим мировым  бестселлерам, потому что на них не спадает спрос из года в год. Классика примечательна тем, что она затрагивает вечные темы, которые волнуют людей во все времена: человек и Бог, жизнь и смерть, любовь и ненависть. Как правило, классические произведения отличают, с одной стороны, от современных, не признанных объектом культурного наследия, и, с другой стороны, от древних, малоизвестных или забытых, не выдержавших испытания временем.

Кто создал фундамент русской литературы?

По мнению Александра Архангельского, основной фонд русской литературной классики — творчество Михаила Ломоносова, Дениса Фонвизина, Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого, Ивана Крылова и многих других писателей. Кстати, «топ-лист» XIX века не сильно отличается от современной школьной программы.

«Классика не умрет, пока сохраняет свое значение, и бессмертие писателей-классиков символизируют памятники и мемориалы, возводимые в память о них, а также музеи, посвященные им, города, площади и улицы, названные их именами», - уверен господин Архангельский.

Когда писатель становится классиком?

В России понятийные представления о канонах классической литературы начали зарождаться в 19 веке, и лишь с того момента литературу начали почитать. Начало этому процессу было положено в тот момент,  когда стали организовывать первые литературные обеды. В Петербурге они имели строго официальный характер и широкую известность. В Москве происходило все наоборот: лишь в узких кругах самые преданные ценители могли быть удостоены приглашения на такого рода мероприятие. Уже к 20 веку стали проводиться первые литературные юбилейные вечера. И первым писателем, в честь которого был назначен этот вечер стал Иван Крылов. После этого сам того не ожидая, он обрел статус великого детского баснеписца.

А перестать быть классиком можно?

«Литературный канон — вещь очень устойчивая. Если человек «пробрался в классики», его оттуда очень сложно прогнать», - иронизирует господин Архангельский, говоря о существующих правилах вхождения в «пантеон».

Чтобы автор стал классиком, в его произведениях что-то должны находить для себя люди, которые возьмутся за его книгу столетия спустя. «Великий» автор сам вписывает себя в традицию, отвечая на вызовы предшественников. А чтобы закрепиться в каноне, ему нужны продолжатели. Литературное признание связано с парадоксом: автор канонического произведения одновременно вписывает себя в традицию и изменяет её. 

Кто до сих пор является мэтром классической литературы?

Именно сила, ясность и самобытность ставят в центр канона Александра Пушкина. Он укрепил  канон литературы. Более того, при его жизни произошло очень много событий, сделавших из его произведений мировые хиты, ставших достоянием России.

Кто назначает в классики?

В классики назначают далеко не школьные учителя, не составители хрестоматий, не чиновники и не «доминантные структуры» общества. Главное экспертное слово по данному вопросу всегда  выносит время. Только люди, читающие классику определяют её статус образно – «наше всё!».

Зачем нам «наше все»?

По мнению Александра Архангельского, классические произведения, необходимые для передачи опыта, культурного наследия вынуждены конкурировать с интернет-контентом и в подавляющем большинстве случаев проигрывают ему. Последствий тому масса, одно из самых заметных – поверхностность мышления и знаний. «Целителями от недуга безграмотности» могут  родители и старшие поколения учителей и преподавателей, которые только на своем примере и учитывая свой жизненный опыт должны доносить до своих детей и учеников всю ценность и необходимость изучения классической литературы.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах