«Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, – бросаем вам дорогу», – цитата Казимира Малевича, вписанная иероглифами в «Супрематический крест» Покраса Лампаса. / Альберт Габсатаров и Дмитрий Бычковский / предоставлено организаторами.
Ставшая знаменитой на всю Россию работа уличного художника из Санкт-Петербурга, выступающего под псевдонимом Покрас Лампас, внезапно разделила общество на два лагеря. Из одного уже начали поступать угрозы и призывы помнить о возмездии. К счастью, пока что на словах.
Толчком для вербального столкновения стала с виду обычная и немногочисленная акция «Не растопчи сердце», устроенная 25 августа православными активистами на площади Первой Пятилетки. Около десятка людей выстроились в футболках с надписями, образовав фразу: «Крест – символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь».
Повод для хеппенинга православные объяснили предельно ясно: нельзя попирать крест, так как он является символом победы над смертью. Речь шла об изображении на площади «Супрематического креста» Казимира Малевича – масштабной работе питерского художника Покраса Лампаса, созданной в рамках фестиваля уличного искусства «Стенограффия 2019». Арт-объект уже попадал в медиапространство в июле этого года, когда его чуть не закатали в асфальт дорожные службы Орджоникидзевского района по... недоразумению районных властей. Именно так попытались объяснить действия рабочих после окрика из резиденции губернатора. Казалось, вопрос урегулировали, работу спасли, а крест решили восстановить. Но в воскресенье личную позицию пришли высказать православные, а тесное общение с представителями «Стенограффии» только усугубило конфликт, и дело дошло даже до конкретных угроз. «Я тоже могу устроить один арт-объект: измажу кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов. Здесь такой будет арт-объект, прозвенит на всю Россию. Я готов сесть в тюрьму», - заявил один из участников акции.
Накал общественного спора сгладил появившийся на месте глава Орджоникидзевского района Роман Кравченко, который пригласил все стороны на диалог в администрацию района в понедельник.
В медиасфере на фоне угрожающих заявлений тут же вспомнили о выходке фанатика, завершившейся поджогом в сентябре 2017 года ККТ «Космос» в Екатеринбурге из-за планируемого выхода на широкий экран фильма Алексея Учителя «Матильда». Тогда житель Ирбита въехал на УАЗе во входную группу киноконцертного зала, чудом не погубив людей.
Говоря о том, что в обществе давно наблюдается раскол, эксперты вспоминают и о майских событиях 2019 года, когда в столице Урала прошли акции в защиту сквера на Октябрьской площади. Политолог Анатолий Гагарин уверен, что такие ситуации сегодня неизбежны. «Это закономерная активная реакция представителей православного мира. Процесс сложно остановить. Но в данном случае именно православные становятся объектами провокаций с другой стороны. Если бы не Лампас, то возникло бы что-то другое – любая провокационная визуализация, дискредитирующая РПЦ. Надо констатировать, что пора эту гражданскую активность выводить в новую плоскость – позитивную. Например, найти визуальные образы Святой Екатерины – те срезы, которые помогли бы стать объединяющими символами для горожан», - считает собеседник.
С другой стороны, в последнее время гражданское общество действительно стало более активным – люди готовы высказывать своё мнение, но часто уходят в крайности, а для возникновения конфликта достаточно даже незначительного повода. «Сложно сказать, где золотая середина. Всегда удобно находиться на каком-то одном из полюсов, быть приверженцем озвученной позиции. Сегодня общество переживает серьёзную степень тревожности: скандалы, ругательства, угрозы – ещё несколько лет назад это было незаметно. Складывается ощущение, что образовался дефицит восприятия и адекватной оценки окружающей действительности. Общественное мнение складывается из крайностей и порождает некую квазиреальность. Ни к чему хорошему это не приведёт», - добавляет политолог Александр Пирогов.
Пока что конфликт, возникший из-за внезапной реакции православных на объект уличного искусства, окончательно не исчерпан. Между тем организаторы фестиваля «Стенограффия» заявили, что готовы изменить форму изображения. Как итог: Покрас Лампас пока не летит в столицу Урала восстанавливать работу, но уверен в том, что её необходимо закончить. Другая сторона конфликта вроде как пошла напопятную после заявления «Стенограффии». Но постоянно напоминает о том, что хочет быть услышанной. А в адрес художника продолжают идти отсылки с угрозами.
«Стенограффия – 2019». Что подарили уличные художники Екатеринбургу
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.