Примерное время чтения: 12 минут
24

Там витает дух Ермака. Бывший учитель истории создал музей в уральском селе

Николай Краснов готов часами рассказывать о каждом артефакте, который может быть хоть как-то связан с легендарным атаманом.
Николай Краснов готов часами рассказывать о каждом артефакте, который может быть хоть как-то связан с легендарным атаманом. / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

В клубе посёлка Баранчинский, что находится в 30 километрах от Нижнего Тагила, есть комната, где приютился музей атамана Ермака. Там разложены, например, уцелевшие части оружия казаков XVI века, их пуговицы и кресты. Об экспозициях посетителям рассказывают энтузиасты, которые создали и поддерживают этот музей. Подробнее – в материале ural.aif.ru.

Были только сапоги

Здание клуба в посёлке Баранчинский, что находится недалеко от Кушвы и Нижнего Тагила, разделено на две половины. В одной из них проходят мероприятия, а в другой живёт Уральский музей атамана Ермака. Проходя мимо манекена, одетого в доспехи, посетители попадают в атмосферу старины. Уцелевшие части казачьих шашек соседствуют с пуговицами, пищалью и другими предметами, которые принадлежали воинам XVI века.

Ещё несколько лет назад предприниматель из Екатеринбурга Николай Краснов не думал, что создаст музей атамана в уральском селе. Но волею судьбы бизнесмен оказался в Кушве. Там он вспомнил, что недалеко от этого города, ближе к посёлку Баранчинский, проходил путь в Сибирь легендарного войска. Видимо, уже в тот момент в Николае проснулся исследователь древности, и не случайно, ведь до того, как открыть своё дело, он работал учителем истории. «Я подумал: если здесь останавливался человек, который во многом предопределил судьбу нашей страны, значит, в Кушве или где-то поблизости должен быть музей в его честь, – вспоминает Николай Краснов. – Стал узнавать у местных жителей: «Не подскажете, где здесь музей Ермака?» Они смотрели на меня вот такими глазами, полными недоумения, а потом спрашивали: «Музей кого? Это, вообще, кто?» Я сначала расстроился, что у нас, выходит, не везде сохраняют память о прошлом. Но потом обрадовался: решил, что пойду в лес, найду артефакты, которые остались от зимовья дружины, ни в коем случае не нарушая культурный слой, а затем буду их исследовать, объединившись с краеведами и учёными». Сказано – сделано: так и состоялся его первый поход по тем местам.

Сейчас, когда музей находится в посёлке, трудно представить, что местные жители могли не знать, кто такой Ермак.
Сейчас, когда музей находится в посёлке, трудно представить, что местные жители могли не знать, кто такой Ермак. Фото: из социальной сети "ВКонтакте"/ со страницы музея

Однако этот «поиск сокровищ» успехом не увенчался. По неопытности Николай думал, что ценные артефакты окажутся на поверхности и найти их будет проще простого. Но уже на месте убедился, что это не так. В итоге он вернулся из своей экспедиции ни с чем, к тому же покусанный оводами. «У меня не было ни геосканера, который разрешён для использования в подобных целях, ни даже лопаты. Из всего инвентаря – только резиновые сапоги», – улыбается историк.

Писк шайтан-машины

Но неудача не остановила исследователя, и он продолжил лесные поиски. Заезжая по дороге в посёлок Баранчинский, Николай познакомился там с руководителем сельского клуба Евгением Сапрыкиным, который тоже начал ходить с ним в экспедиции и вообще стал для Николая незаменимым человеком. «Женя объяснял мне, как готовиться к таким походам. Он говорил в том числе, что в этом лесу не стоит оставаться ночью в палатке, из-за медведей, и лучше спать в машине», – вспоминает краевед.

После этого Николай стал основательно готовиться к экспедициям и к тому же прочитал много статей о Ермаке. Ему хотелось найти то самое легендарное зимовье. «Есть официальная версия, что он останавливался на мысе Кокуй, в том месте, где одноимённая река впадает в Серебрянку, а потом пошёл направо по реке Кокуй. В 15 километрах от мыса его зимовье обнаружил академик Фёдор Зуев, который там побывал. А учёный Семён Ремезов считал, что Ермак зимовал на месте нынешней деревни Верхняя Баранча, и оказался прав, хотя никогда там не был. Я решил проверить обе версии и побывать в обеих точках», – рассказывает Краснов.

В итоге Николай и Евгений поднялись на мыс Кокуй, где, по официальным данным, сохранились оборонительные рвы. «Там кое-что показалось мне странным, – рассказывает Николай. – Самый глубокий ров находится посередине мыса, остальные расходятся от него, а это не похоже на оборонительное сооружение. Когда присмотрелся, увидел, что центральный ров ведёт в руины древней домны! Там находилась угольная печь и кузница, и об этом можно догадаться по тому, что от них осталось. Думаю, на мысу был не острог, где могли остановиться воины, а металлургический завод. И Ермак вполне мог им воспользоваться, чтобы, например, кто-то изготавливал доспехи для его войска».

Такую амуницию носили воины, которые шли вместе с Ермаком покорять Сибирь.
Такую амуницию носили воины, которые шли вместе с Ермаком покорять Сибирь. Фото: из социальной сети "ВКонтакте"/ со страницы музея

Однажды в ходе очередной экспедиции краеведу показалось, что он нашёл настоящее зимовье атамана. Место, которое он увидел, на первый взгляд, идеально подходило для стоянки дружины XVI века. Было решено проверить, а была ли стоянка. «Я нашёл человека, который с помощью георадара ищет потерянные трубопроводы. Напомню, что георадар – это машина, похожая на газонокосилку, которая передвигается на колёсах по навигатору GPS, и она довольно тяжёлая. Она разрешена в подобных экспедициях, потому что не нарушает культурный слой. Её нужно толкать, и это утомительно, когда идёшь по холмистой местности, – поясняет историк. – Мы протащили на себе эту шайтан-машину по бурелому 15 километров! Вернувшись из похода, подключили её к компьютеру, чтобы проверить, зафиксировала ли техника металлические предметы, которые находились под землёй. Шайтан-машина пропищала ровно в два часа ночи – закончила передачу данных. Мы посмотрели в мониторы и поняли: ничего, что могло остаться от похода Ермака, там, где мы шли, не было. Позже я узнал, что подобную ошибку уже совершал один краевед, который нанёс на карту его «зимовье». Когда Николай проверял версию Семёна Ремизова, решил, что она больше похожа на правду, потому что в том месте, которое этнограф обозначил на карте, в разное время было найдено множество артефактов.

На Волгу – ради любви

После экспедиций Николай, как обычно, заезжает в посёлки Баранчинский и Верхняя Баранча, где общается с местными жителями. Оказывается, многие из них нет-нет, да и найдут у себя в огороде какие-нибудь старинные предметы: то медный крест явно далёкой эпохи, то необычную пуговицу, каких сейчас не делают, то ещё что-то. Люди стали приносить свои находки Николаю, потому что не знали, что с ними делать. Это окончательно подтолкнуло его к мысли, что надо создать музей. В этом ему помог Евгений Сапрыкин: он ходатайствовал в местной администрации, чтобы чиновники выделили для этой цели половину здания, которое принадлежит сельскому клубу. «Та часть постройки, которую мне дали, находилась в плачевном состоянии. По сути, кто-то устроил в ней туалет. Там ещё и не было потолка, а вода заливала пол. Я отремонтировал на свои деньги всё здание, а не только свою половину», – рассказывает создатель музея. По его словам, сейчас там находится около 160 экспонатов, которые люди принесли в дар музею. Николай сам проводит экскурсии для туристов, когда приезжает в посёлок. Иногда это делает его друг Евгений, который работает и гидом, и смотрителем – на добровольных началах.

Николай постоянно открывает для себя что-то новое, читая статьи о Ермаке.
Николай постоянно открывает для себя что-то новое, читая статьи о Ермаке. Фото: из социальной сети "ВКонтакте"/ со страницы музея

По словам Николая, экспозиции регулярно пополняются и уже не помещаются в маленькой комнате, поэтому он строит для них новое, более просторное здание. А главный экспонат, который в дальнейшем будет помещён в центре нового зала, – верфь времён Ермака. Николай рассказывает, что её нашли местные копатели металлолома, и он приобрёл её у них по договору. Её размер – 15 метров в длину и четыре в ширину. Конструкции именно такого, небольшого по нашим меркам размера, по его словам, служили для починки или строительства кораблей тех времён. Правда, у этого ценного артефакта повреждены дуги, но в остальном он сохранился в очень хорошем состоянии, потому что сделан из чистого железа, которое, к слову, редко где можно встретить. За таким железом в том числе охотятся чёрные копатели, чтобы продать его, иногда – за границу. При этом они выбрасывают другие старинные предметы, в которых не видят ценности. «Наш музей – это своего рода рубеж, и он защищает историческое место от подобных личностей. Мне удаётся уговорить их, чтобы они отдали нам то, что изначально хотели выбросить. Некоторые экспонаты приходится выкупать. Больно думать, что их нельзя было бы изучать и показывать людям, рассказывая о минувших событиях», – вздыхает Николай.

Корабли, которые использовались во времена Ермака, можно было строить и чинить с помощью верфей меньшего размера, чем это делается современные.
Корабли, которые использовались во времена Ермака, можно было строить и чинить с помощью верфей меньшего размера, чем современные. Фото: из социальной сети "ВКонтакте"/ со страницы музея

Когда краевед решает вопросы, связанные с музеем, общаясь с представителями местной администрации, то часто сталкивается с непониманием с их стороны. «Они даже не допускают мысли, что я занимаюсь всем этим потому, что мне интересно, — говорит он. — Во всех моих действиях они видят какую-то выгоду, которую я якобы получаю, и не помогают в некоторых важных вещах. А ведь Ермак — это масштабная личность, которую нужно исследовать и о которой следует рассказать как можно большему количеству людей! Для меня это человек эпохи Возрождения, потому что он был внутренне свободен, боролся за свои идеалы и женился по любви в условиях, когда для большинства людей это было невозможно. Даже его знаменитый побег из Чердыни на Волгу – чистое рыцарство ради любимой женщины!» Такой вывод об атамане Николай сделал, прочитав статью главного редактора газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Викентия Журавского. К слову, он потратил полгода на то, чтобы найти не оцифрованный оригинал этой статьи, изучить всё, что известно об её авторе, и сверить информацию с другими источниками.

Краевед рассказывает, что однажды, будучи в ссылке в городе Сольвычегодске, Викентий Журавский нашёл сундук, «полный летописей походов Ермака». В свитках говорилось, что знаменитый атаман был влюблён в дочь купца Строганова в период, когда вовсе не был воином. Юноша просил её руки, когда ему было 14, а ей 12 лет. Отец девушки велел бить «жениха» батогами. Богатый и влиятельный купец хотел отдать свою дочь замуж за знатного человека, а не за какого-то простолюдина. Тогда Ермак отправился на Волгу, чтобы доказать будущему зятю, что он достоин своей возлюбленной. Дочь Строганова Ольга отказывала всем, кто к ней сватался, потому что ждала его возвращения. А тот заработал себе хорошую репутацию, и купец, так и быть, дал ему задание: покорить племена, что жили на побережьях реки Сылвы. Если атаману удастся это сделать, то свадьбе быть. И Ермак поплыл по этой реке со своей дружиной, завоёвывая территорию. Это поручение он выполнил, несмотря на то, что его дружина взбунтовалась и ему пришлось покорить этот жесточайший бунт. В итоге воин женился на Ольге, когда им обоим было под 40 лет, что немыслимо для того времени, в которое они жили. Несмотря на столь солидный возраст, у семейной пары родилась дочь Ярослава. Через некоторое время после этого Ермак отправился в свой знаменитый поход в Сибирь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах