aif.ru counter
510

«Теракт» в «Космосе». Почему в Екатеринбурге так много царебожников?

На прошлой неделе православный активист, оскорблённый в своих чувствах, житель Ирбита Денис Мурашов протаранил на автомобиле УАЗ входную группу кинотеатра «Космос» в Екатеринбурге и устроил поджог. О последствиях религиозного фанатизма мы побеседовали с историком, специалистом в сфере религий Алексеем СТАРОСТИНЫМ.

Кто убил Николая II

Алексей СМИРНОВ, «АиФ-Урал»: Алексей Николаевич, после поджога кинотеатра в обществе вторую неделю говорят о «православном терроризме»…

Алексей СТАРОСТИН: Эта история во всех отношениях очень трагическая. Слава Богу, что никто не погиб. В официальном заявлении Екатеринбургская епархия уже расценила этот инцидент как «беспрецедентный, общественно опасный акт, заслуживающий безусловного осуждения и наказания виновных, какими бы мотивами они ни руководствовались». Но при любом подобном инциденте возникает опасность, что преступник, объясняющий свои действия религиозными мотивами, начинает ассоциироваться со всей религиозной группой. Мы не следствие и не суд, чтобы квалифицировать совершенное деяние.

Напомню, что по сообщению следственного комитета уголовное дело по данному инциденту возбуждено по статье «Умышленное повреждение имущества, совершенное путем поджога». Уже набил оскомину термин «исламский терроризм», хотя и российские, и зарубежные мусульмане неоднократно осуждали подобные злодеяния и с богословскими аргументами в руках доказывали, что эти преступления ничего общего с религией не имеют. А теперь в отношении человека, протаранивавшего «Космос», стало употребляться неуместное словосочетание «православный террорист», а кое-кто даже заявил о «православном ИГИЛ» (запрещённая в России организация). Однако у преступников нет национальности и вероисповедания! Это преступники, которые должны отвечать по всей строгости закона! И нельзя из-за действий отдельных фанатиков обвинять всех представителей какой-либо конфессии, нельзя обобщать! Сразу же после инцидента 4 сентября 2017 года в соцсетях  начались нападки на РПЦ, но такая тональность обсуждений как раз и провоцирует общественный раскол.

- Многие сегодня ассоциируют поджигателя с течением «царебожников». Что представляет собой это учение?

- Ну, на самом деле «царебожие» зародилось ещё в 1920-е годы в среде русских эмигрантов первой волны. Идея была сформулирована в книге «Жертва», которая вышла в 1925 году. В ней утверждалось, что наряду с политическими были и оккультные мотивы убийства Николая II. Автор писал, что на месте гибели царской семьи якобы была оставлена зашифрованная надпись: «Здесь, по приказу тайных сил, Царь был принесён в жертву для разрушения Государства». В его смерти обвинялась некая организация чёрных магов, целью которых было «порабощение озверевшего человечества». Вскоре после этого в эмигрантской монархической среде появилось требование канонизировать семью Романовых на основании идеи о царе-искупителе, чья смерть сравнивалась с искупительной жертвой Иисуса Христа.

- То есть учению почти сто лет?

- Да, и эти идеи вновь начали набирать популярность после крушения СССР, обнаружения останков царской семьи и её канонизации. В 2008 году некоторая часть сторонников «царебожия» объединилась в неканоническую «Царскую православную церковь». Синод ЦПЦ возглавил Алексей Иванников, которого лишили духовного сана в 2010 году. Но покойный иерей Даниил Сысоев в своей работе «Богословские соблазны монархического движения» писал, что «кощунственное учение о «царе-искупителе» в корне противоречит Новому Завету и учению Вселенской Церкви».

Безусловно, Екатеринбург, как место убийства семьи Романовых и как место особого почитания царской семьи, является одним из знаковых городов. Напомню, что на «Царские дни» в столицу Урала приезжают десятки тысяч человек со всего мира, и год от года их становится всё больше. Именно поэтому наш город оказался непосредственно вовлечён в дискуссию вокруг фильма Алексея Учителя. Некоторые люди пытаются всех противников картины записать в «царебожники». Но на каком основании они это делают, мне непонятно. Николай II и его семья в 2000 году были канонизированы РПЦ и сегодня почитаются как «царственные страстотерпцы».

Когда появились первые террористы

- Радикальные течения есть во всех религиях?

- Безусловно, да. Началось это очень давно. Ещё в I веке нашей эры в Иудее действовала группировка сикариев (кинжальщиков), которые боролись против римлян при помощи террора. Они совершали убийства в толпе, что позволяло им скрыться. Именно сикариев считают первой террористической организацией. Но, повторюсь, практически в любой идеологической системе могут возникнуть такие течения.

Кстати
2 тысячи лет назад в мире появились первые террористы.
Религиозно мотивированный терроризм опасен тем, что фанатики свято верят, что они делают «богоугодное дело», ведут «священную войну», «воюют за веру». Фанатики не руководствуются здравым смыслом, для них важна лишь их вера, пусть хоть весь мир сгорит в адском огне. Гениальный русский философ Николай Бердяев по этому поводу писал: «Фанатик, одержимый манией преследования, видит вокруг козни дьявола, но он всегда сам преследует, пытает и казнит».

- Как относятся к такому «проявлению чувств» традиционные религии?

- Все традиционные конфессии осуждают фанатизм. В христианстве это явление называется «ревность не по разуму», «неразумная ревность». Преподобный Никодим Святогорец считал, что неразумное рвение питается «демонской лестью», а Святитель Феофан Затворник писал о  разрушительных последствиях уклонений от здоровой веры: «Бог наш есть Бог мира». И пророк Мухаммед призывал мусульман: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас, погубило излишество в религии!».

- Актуальна ли проблема радикальных течений для Среднего Урала?

- Несомненно, как, наверное, и для всей России, всего мира. Сегодня в результате глобализации и всеобщей интернетизации идеология экстремистских организаций стала интенсивно распространяться повсеместно. Всё больше людей вовлекаются туда, что называется, онлайн. За примерами далеко ходить не надо. Совсем недавно в Екатеринбурге судили бывшего милиционера Арсена Байрамбекова. Он увлёкся оккультизмом и начал приносить языческим богам человеческие жертвы. Однако, по данным следствия, у Байрамбекова был учитель, с которым тот общался в Интернете. А сколько молодых людей разных национальностей поддались пропаганде радикальных исламистов! Теракты и нападения в европейских и азиатских странах, о которых мы слышим каждую неделю… Примеров можно привести много.

Куда девались секты

- Почему люди вообще попадают под влияние радикальных сект и учений?

- Многие из фанатиков имеют проблемы с психикой. Можно предположить, что к разряду таких людей относится и человек, протаранивший «Космос». Судя по сообщениям СМИ и на основании пресс-релизов правоохранительных органов, он состоял на учёте у психиатра. Часто в псевдорелигиозные, экстремистские организации вовлекаются те, кто недавно пережил стресс, болезнь, потерю близких. Жертвами становятся легковерные, внушаемые люди, максималисты, не узнавшие культуры и духовной традиции своего народа, у кого так и не сформировалась устойчивая система ценностей. Список этот можно продолжать и продолжать.

- В 90-х годах прошлого века количество сект на Урале и в России зашкаливало, к людям приставали на улицах, ломились в квартиры. Почему их активность в последние годы поутихла или сошла на нет?

- Причину надо искать в духовном голоде, который возник с крахом коммунистической идеологии. Это привело к лавинообразному появлению новых религиозных течений, психокультов, восточных практик, возрождению неоязычества, процветанию «потомственных ведьм», гадалок и шаманов. Главной целью многих из них было обогащение, укрепление личного влияния за счёт привлечения большого числа адептов. Параллельно множилось число молодёжных субкультур, часть из которых имела экстремистский характер, по типу движения скинхедов, Русского национального единства, всевозможных объединений славян.

Но в последние годы произошло серьёзное ужесточение законодательства, были внесены поправки в закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Власть и правоохранители мониторят интернет-сайты и соцсети, всё это осложняет деятельность вербовщиков. Кроме того, уральцы стали лучше разбираться во всех этих вещах, хотя, к сожалению, далеко не все. Именно поэтому вовлечение людей в различные псевдорелигиозные, экстремистские и террористические организации продолжается.

Досье
Алексей Старостин родился 14 декабря 1984 года в Свердловске. В 2008 году окончил исторический факультет Уральского госуниверситета им. Горького. Специалист по миграционным процессам, межнациональным и межконфессиональным отношениям в Уральском и Сибирском регионах. Этнолог, исламовед, кандидат исторических наук.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах