Примерное время чтения: 10 минут
204

«Автомобилист» эры Потехина

Поводом для встречи с председателем федерации хоккея Свердловской области Вячеславом Деменьшиным и главным тренером студенческой команды «Буревестник» Андреем Хазовым стало недавно заведенное уголовное дело на бывшего президента хоккейной команды «Автомобилист» Вячеслава Потехина. Он обвиняется в укрытии налогов на сумму свыше 46 миллионов рублей.

Кто позабыл, напомним, в годы «эры Потехина» в «Автомобилисте» Деменьшин и Хазов занимали в клубе ключевые посты. Первый трудился на должности вице-президента, второй занимал должность генерального директора. Естественно, что всю кухню команды они знали изнутри. Беседа с бывшими руководителями клуба получилась крайне эмоциональной и откровенной. Они не стали скрывать ни одного факта и полностью изложили свою точку зрения на происходящие события вокруг фигуры Потехина.

Решающий голос — у правительства

Личность господина Потехина крайне неоднозначная в хоккее Свердловской области. Одни считают его спасителем «Автомобилиста», который подобрал команду, и благодаря ему она в год дебюта в КХЛ вышла в плей-офф. Другие, наоборот. говорят, что этот человек развалил клуб и вывел на свои счета за границу огромные суммы, которые предназначались в том числе и на зарплату хоккеистам. Где же правда?

Деменьшин: Для начала я бы вспомнил 2008 год, когда мы только пришли в «Автомобилист». На тот момент команда была банкротом. Стоял вопрос просто об ее существовании, не говоря уже о выполнении каких-то задач. Потехин выкупил у господина Кретова, тогдашнего владельца клуба, контрольный пакет акций (67%), вложил в клуб более миллиарда рублей, залез в долги, потому что всей суммы у него не было. Таким образом, Потехин стал владельцем контрольного пакета акционерного общества "КРК «Уралец».

Но, как я понимаю, не последнюю роль в судьбе команды всегда играло правительство области?

Деменьшин: Естественно. «Автомобилист» — это некоммерческая организация, созданная правительством Свердловской области совместно с дворцом спорта. В попечительский совет клуба после нашего прихода входили три человека от правительства (министр инвестиций и развития Михаил Максимов, министр физической культуры, спорта и молодежной политики Леонид Рапопорт и генеральный директор межрегиональной распределительной сетевой компании Урала (МРСК) Валерий Родин), и три от клуба (Потехин, Деменьшин и Хазов). Решающий голос при этом всегда был у правительства, председателем которого являлся господин Максимов. Ни одного действия без согласования с правительством мы сделать не могли. То есть Потехина могли снять в любой момент.

Давайте тогда вспомним, с каким багажом вы подошли к окончанию первого сезона в КХЛ?

Хазов: Перед сезоном в правительстве заявили, что дадут нам столько денег, сколько нужно. В итоге из обещанных 72 миллионов рублей мы получили в течение сезона только 58. Затраты команды за сезон составили 310 миллионов рублей. В итоге возникла задолженность по зарплате хоккеистам в 47 миллионов рублей, общий долг на тот момент был 72 млн. После сезона к нам подходят игроки: задачи выполнены, мы вышли в плей-офф, где наши деньги? Мы сразу обратились за помощью к властям. У председателя правительства Гредина состоялось совещание. Был решено, что 15 миллионов команде даст МРСК, еще 15 — министерство спорта, а 17 — Потехин. Уже тогда он сказал, что таких денег у него нет, он и так вложил большие суммы по ходу сезона. Не говоря уже о налогах, платить которые также не было никакой возможности. Но нас никто не услышал. В итоге нам пришлось брать кредит в муниципальном банке, чтобы расплатиться с хоккеистами. Во второй сезон в КХЛ мы вступили без долгов по зарплате игрокам, но с долгами по налогам. Они возникли из-за недофинансирования команды.

Господин Потехин никак не пытался решить вопрос с налогами?

Хазов: У него была встреча с губернатором области Александром Мишариным. Потехин сказал, что вопрос по налогам ему самостоятельно не решить. Губернатор ответил, что поможет. И действительно, скоро в клуб поступили 40 миллионов рублей. Мы думали, что эти деньги пойдут на налоги. Однако вдруг раздается звонок от министра Рапопорта. Он заявляет, что эти деньги должны пойти на зарплату хоккеистам в новом сезоне. Мы только развели руками. Получилось, что налоговую дырку так никто и не закрыл. Поймите, мы не олигархи, у нас нет нефтяного вентиля или газовой трубы. Откуда нам взять такие суммы на налоги?

На хоккее денег не заработать

Во втором сезоне в КХЛ скандалы в «Автомобилисте» продолжились. Апогеем всего действа стал поход группы хоккеистов к министру Рапопорту с просьбой разобраться по зарплатам игрокам, которые на тот момент не платились уже несколько месяцев.

Деменьшин: Когда хоккеисты пошли к министру, мы поняли, что коллектив разваливается, а министерство, протрубив об этом, спровоцировало конфликт. Сразу были сняты все задачи на сезон. Ни о каком выходе в плей-офф мы уже не помышляли. Более того. мы отпустили группу хоккеистов в другие команды. Сэкономили для клубного бюджета более 30 миллионов рублей. Скажу, что игрокам стоило не ходить к министру, а немного потерпеть, деньги были уже на подходе. Кроме того, эти 9 хоккеистов, отправившихся жаловаться министру, не предупредили старожилов команды, капитана, они действовали самостоятельно.

Как вы расцениваете недавнее заведение уголовного дела на Потехина?

Деменьшин: Вместо того, чтобы поблагодарить человека за работу, на него вдруг решили повесить эти долги по налогам. Потехин три года тащил команду на себе, он вложил 82 миллиона рублей как физическое лицо из своих личных сбережений, а теперь вдруг все заявляют, что он выводил средства на свои счета и тратил деньги по своему усмотрению. Возникает вопрос: почему Потехину разрешали не платить налоги после первого года в клубе? Ответ — потому что он тащил клуб на себе. Как только он перестал это делать, так сразу на него повесили долг в 46 миллионов. Знаете, в чем была ошибка правительства? Команде был просто необходим спонсор, которого, однако, никто не нашел. На одном бюджете области содержать команду просто нереально. В КХЛ почти все команды имеют мощных спонсоров. Есть, правда, исключение — омский «Авангард», но там в бюджете на содержание команды прописана огромная сумма. Эти деньги идут в клуб напрямую.

— Не понимаю, зачем Потехин вообще ввязался в эту авантюру. Неужели он хотел заработать денег на хоккее?

Деменьшин: Он просто очень любит хоккей. Хотел сделать наш клуб одним из сильнейших в стране. В нашем хоккее вообще невозможно заработать денег на хоккее, прибыли никакой. 60 процентов клубы получают от продажи билетов, остальное копейки — атрибутика, телевидение, рекламные контракты. Мы только на билетах заработали за сезон 50 миллионов рублей. У нас была одна из лучших билетных программ в стране, но, естественно, прибыли было меньше, чем затрат.

Бякин нам непонятен

Давайте сменим тему. Как вы относитесь к тому, что клуб в межсезонье возглавил Илья Бякин? Вы ведь настаивали на другой кандидатуре.

Деменьшин: Мы предлагали Валерия Брагина, который с молодежной сборной России выигрывал золото чемпионат мира в этом году. Это уралец, и, думается, он бы смог слепить из «Автомобилиста» команду. У Бякина не было никакого опыта руководства главной командой, он работал только вторым тренером. Ему стоило еще набраться опыта. Собственно, сегодняшние плачевные результаты команды тому яркое свидетельство. Дай Бог, чтобы Илья Владимирович доработал до конца сезон. Но добавлю, хороший игрок — не всегда хороший тренер.

На ваш взгляд, Бякин набрал в команду не тех хоккеистов?

Деменьшин: Не нужно было распускать игроков, которые неплохо себя проявили в прошлом сезоне. Никонцеву нужно было заплатить 100 тысяч рублей, и он бы остался. Булатова зачем-то командировали в нижнетагильский «Спутник». Почему вдруг этот заслуженный хоккеист перестал проходить в основной состав? Чистяков, Немолодышев, Хлебников — мы возвращали этих игроков, коренных уральцев со всей России, а теперь от них так легко отказались. Илья Владимирович как главный тренер нам непонятен. Нужно было в межсезонье сохранить костяк, добавить несколько иностранцев — и сейчас результат был бы другим.

Неужели вы никогда не допускали кадровых просчетов?

Деменьшин: Почему же? Мы тоже не идеальны. Например, приглашение на должность главного тренера Евгения Попихина было нашей большой ошибкой. Он не смог сделать из «Автомобилиста» боеспособный коллектив. Хотя сейчас он работает в Минске у Марека Сикоры (бывший наставник «Автомобилиста», который вывел команду в плей-офф — прим. авт.) вторым тренером. Спрос на него все равно, как мы видим, имеется.

Ну а как вам те, кто пришел в команду? Такое ощущение, что это хоккеисты, которые не прошли в составы других клубов КХЛ.

Деменьшин: Именно. Давайте посмотрим. Александр Дроздецкий (именно этот игрок проходит по делу об избиении управдома — прим. авт.) — нынешний лидер команды. В прошлом сезоне он сыграл всего шесть матчей за нижнекамский «Нефтехимик». Алексей Крутов вообще никогда не играл в России.

Ваше отношение к приглашению в «Автомобилист» уроженца Свердловской области Алексея Яшина. Неужели этого звездного игрока действительно можно было заманить в бедный «Автомобилист»?

Хазов: Яшин приехал бы, я уверен. Договоренность с ним была. Цифру по заработной плате оговаривали с ним еще в феврале. Скажу, что сейчас в ЦСКА он получает даже меньше, чем ему предлагали мы. Мы знали цену на Яшина. Сколько обещали ему нынешние руководители «Автомобилиста», мы не знаем, но, видимо, меньше, чем ЦСКА, раз он выбрал московский клуб.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах