Официально это место в Екатеринбургском театре кукол называется «реквизиторский цех». На самом деле здесь куклы отдыхают от спектаклей, выстраивают между собой отношения и показывают характер.
«Давай обнимемся!»
В реквизиторском цехе тесновато – сейчас в репертуаре театра 42 спектакля, и все куклы, задействованные в них, отдыхают здесь, деля территорию с несколькими «пенсионерами». Говорят, в этом общежитии больше тысячи кукол, но это лишь предположение.
«На самом деле никто их не пересчитывал, – рассказывает руководитель литературно-драматургической части Театра кукол Мария Зырянова. – Готовя выставку «Звери и птицы нашего театра» для «Ночи музеев» в Год экологии, мы насчитали более 60 только летающих существ».
Крупногабаритный реквизит помещение с куклами не делит, чтобы не стеснять их своим присутствием. Поэтому, например, маски из спектакля «Дон Кихот» или декорации к постановке «Маленькая Баба-Яга» расположились по соседству – в коридоре. Большинство же кукол в самом цехе почивают на специальных гребёнках, по ранжиру: впереди главные действующие лица, позади – второстепенные.
У некоторых кукол, если того требуют особенности спектакля, есть дубли. Например, если главная Герда – тростевая кукла, то та, что скачет на олене, – попроще, без сложной системы управления. А вот в постановке «Алиса/alice.net» две главные героини.
«Это спектакль с куклами и живым планом, и играет его два актёрских состава, – рассказывает заведующая реквизиторским цехом Театра кукол Галина Мамаева. – И куклы Алисы должны внешне соответствовать актрисам, поэтому одна – брюнетка, как актриса Татьяна Жвакина, а вторая – с более светлыми волосами, как Анна Молчанова. И внешне куклы очень похожи на актрис».
Что касается пенсионеров – кукол из спектаклей, снятых из репертуара, то они все работающие. «Бывает, что мы отдаём целые спектакли в Театральный институт или обмениваемся постановками с другими театрами, – говорит Мария Зырянова. – Но часть кукол-пенсионеров мы используем на фестивалях, во время экскурсий, в различных шоу. Среди них есть всеобщие любимцы, с которыми мы не готовы расставаться. Например, Лесовичок – он старенький, но такой добрый, стоит взять его в руки, как он говорит: «Давай обнимемся!»
Неуспокоенные под покрывалом
Одна из гребёнок в реквизиторском цехе прикрыта от посторонних глаз тканью. На ней – куклы из спектакля «Бобок» – малосимпатичные герои, надо сказать. Неуспокоенным душам в постановке, пока они ещё в телах, даётся время, чтобы осознать свои грехи и раскаяться, они, однако, продолжают разлагаться и предаваться радостям плоти.
Выглядят персонажи соответственно своему внутреннему содержанию, и Ангел смерти среди них далеко не самый отвратительный тип. В театре уверены, что от этих кукол может исходить не самая позитивная энергетика, и чтобы защитить от неё добрых героев сказок, отдыхающих по соседству, гребёнку спектакля «Бобок» прикрывают тканью.
Бывает, родители во время экскурсии беспокоятся о неокрепших душах своих чад: «Вы ЭТО детям показываете?» Им объясняют, что «Бобок» – спектакль для взрослых. А «неокрепшие души» между тем, заглянув под покрывало, вздыхают: «И почему всё самое интересное 16+?»
У кукол свои отношения
Кстати, про энергетику – это не шутка, в театре к куклам относятся как к живым существам. «Вольно или невольно мы вступаем с ними в контакт, они, бывает, диктуют нам свои условия, капризничают, – говорит Мария Зырянова. – Мы, конечно, понимаем, что это всего лишь куклы, но очень уж они антропоморфны».
«Бывает, после вечернего спектакля я привожу сюда, в реквизиторский цех, гребёнки с куклами, расставляю всё по своим местам и чувствую неодобрение остальных кукол – они устали, а я им мешаю отдыхать, – говорит Галина Мамаева. – Это не описать словами, просто чувствуешь атмосферу. И тогда я говорю, мол, ребята, извините, сейчас я закончу дела и удалюсь».
…Уходя из реквизиторского цеха, замечаю ворону, к плечу которой прислонилась мышка. «Да-да, – перехватывает мой взгляд Мария Зырянова, – у них тут свои отношения складываются».