Примерное время чтения: 15 минут
306

Требовательный уральский бизнес создал нейросеть. Премьера на ИННОПРОМЕ

«Вызов» от Екатеринбурга

- Даниил, юбилейный, 10-й ИННОПРОМ – это событие, позволяющее подвести итоги работы Уральской торгово-промышленной палаты, у которой в этом году тоже юбилей – 60 лет.

- Для нас этот ИННОПРОМ важен и в другом аспекте. Мы, Уральская торгово-промышленная палата, обновляемся. И промышленная выставка – самое удачное место и время сказать всем об этом.

- В чем заключается реновация?

- Вы знаете, мы, наверное, даже немного замахнулись на идеологию торгово-промышленных палат. Ведь что такое система ТПП и в чем её преимущество? Это самое крупное и массовое бизнес-сообщество России. На всероссийском уровне ТПП РФ – самое старое бизнес-сообщество, которому уже более ста лет. На Урале, соответственно, наша палата уже 60 лет. Торгово-промышленная палата есть в каждой уважающей себя стране, в каждом регионе. А если учесть членов всех палат, получается обширная сеть.

- Нейросеть?

- Да. Так и родилась метафора – нейронная сеть российского бизнеса. Самая умная и самая современная.

- Отличная метафора…

- …и она ложится в основу реновации системы торгово-промышленных палат. Мы были генераторами этой метафоры, и она была достаточно живо принята нашими федеральными коллегами.

На ИННОПРОМ приезжает весьма представительная делегация ТПП РФ: это президент, три вице-президента, глава пиар-службы и многие другие. У нашей палаты будет стенд, где будут представлены ТПП России и ЭКСПО-центр. Конструкция нашего стенда будет визуализировать нейронную сеть.

- Кто входит в эту сеть?

- Нейронная сеть – это все наши члены, и не только они, но и все потенциальные члены, контрагенты. В принципе, им доступно всё, для чего существует наша палата. Это экспертные услуги (в целом их семнадцать видов, а если разбивать на разновидности, то их больше ста). Членам палаты услуги доступны в большей мере, с преференциями и быстрее.

Также им доступны наши экспертно-политические ресурсы. Палата – это достаточно активный член политической жизни региона, особенно в экономическом аспекте. Нам не безразлично, какие у нас условия для бизнеса в регионе, как работает исполнительная власть. Мы стараемся войти во все экспертные советы при министерствах и при других правительственных институциях. Соответственно, наши члены включаются в экономико-политическую жизнь. Мы предоставляем им некий ресурс для того, чтобы они продвигали свое видение бизнес-процессов и чтобы идеи доходили до властных структур.

(Не)простые задачи

- Нейронная сеть имеет свойство самообучаться. Какова в этом процессе роль Торгово-промышленной палаты РФ и её уральского подразделения?

- У нас есть подразделение, которое отвечает за образовательные программы, - Институт регионального развития. Это образовательная организация с лицензией, и там мы достаточно регулярно проводим, например, актуальные семинары для бизнеса. В планах – несколько нестандартные форматы и подходы к процессу образования наших членов.

В чём преимущество нейронной сети? Один нейрон – это один нейрон, а когда в работу включается кластер специализированных нейронов, то это сила. У нас в палате достаточно широкий спектр образовательных организаций, мы подключаем их всем на пользу.

- Чему вы готовы обучать членов палаты?

- Слышали ли вы о таком проекте, как «Клуб мышления»? Это федеральный проект Агентства стратегических инициатив. Клубы будут открываться по всей стране, но пока они есть только в Москве, Санкт-Петербурге, Иваново и Екатеринбурге. На образовательном интенсиве «Остров 1021» в Сколково летом состоится «Марафон мышления». Там, условно говоря, пройдёт прокачка этих клубов и будут приняты решения о том, как они будут развиваться. Палата выступает партнёром открытия этого клуба в Екатеринбурге и включена в процесс. И мы попытаемся вовлекать в этот проект наших корпоративных членов.

- Расскажите про «Клуб мышления». Его работа – это не секрет?

- Конечно, не секрет. Вот смотрите, если нам двоим сейчас дадут задание решить одну нетривиальную задачку, начнем ли мы её решать одинаково?

- Конечно, нет. Скорее всего, мы будем решать её с учетом имеющегося опыта.

- И будем спорить по поводу того, как её решать. Потому что у каждого из нас, с учётом опыта, сложился свой собственный формат мышления. Мы об этих форматах не задумываемся, а есть люди, которые только над этим и работают. И развивают в стране несколько серьёзных школ мышления. Самые известные – это, например, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач. – Ред.), системное мышление, мышление образное… У моих бывших коллег из Агентства стратегических инициатив родилась такая идея: а что если «прокачать» людей в этих форматах?

Здесь уместна, наверное, аналогия с языками. Когда мы говорим на разных языках, то не понимаем друг друга, а когда начинаем изучать языки, то общаться становится гораздо проще. То же самое можно сказать и про подходы к мышлению. Если мы понимаем друг друга, то нам легче настроиться и решить совместно задачу.

А ещё мне нравится аналогия с единоборствами. Можно достаточно долго изучать кунг-фу и стать мастером. Можно заниматься дзюдо или боксом, но в чём задача клубов? В команде процесс обучения идет гораздо быстрее. Надо собрать самое лучшее и применимое к конкретному человеку, к конкретной команде, для того чтобы эффективно решить задачу. И клуб нацелен именно на это – «прокачивать» людей. Клуб, грубо говоря, объединяет компетенции, взятые из разных школ мышления.

Это такая задумка. Как она будет реализована, мы ещё не знаем, пока что это эксперимент в масштабах страны. А мы – его участники. И если этот опыт будет положительным, то мы, конечно, хотели бы распространить его на все наши уральские корпорации.

- Какой комплекс из стилей мышления сейчас может быть применим к нашей достаточно специфической бизнес-среде?

- Определить этот комплекс я пока не возьмусь. Но, вообще, нам очень близка упомянутая выше ТРИЗ, а также, например, теория ограничения систем. То есть все, что крутится вокруг системного мышления, очень востребовано и актуально. Наша уральская действительность характеризуется несколькими особенностями. Это, во-первых, крайне диверсифицированная экономика. Во-вторых, практическая направленность. Наша особенность такова, что мы не очень хотим слушать какие-то теоретические изыскания, упражняться в тонких материях. На Среднем Урале исторически сложилось так, что для нас главное – делать дело. Именно эти факторы и будут влиять на выбираемый стиль решения задач.

Сломать стереотип

- А каковы эти задачи?

- Они могут быть, например, межпредметными, то есть не относимыми к какой-то одной отрасли. А также специфическими, применимыми, например, к металлургии. Вот смотрите, сейчас очень актуален переход на композиционные материалы. Возможно, некая трубная компания может начать делать композитные трубы, или автомобильное производство решит, что переход на композит сделает их продукцию гораздо круче. И сколько задач возникнет в связи с этим переходом? Сотни. И технологических, и управленческих. Кстати, одна из таких компаний, которая занимается композитом, будет на нашем стенде.

- Какие тренды имеются сейчас в бизнесе и какие – во взаимодействии бизнеса с властью?

- За предыдущие пять лет, на мой взгляд, власть стала намного ближе к бизнесу. Это одна сторона медали. С другой стороны, от бизнеса всё-таки есть сигнал: «А что толку? Все равно не всё, что мы хотим, сбывается!» И тут у меня позиция скорее медиатора, потому что власть всё равно стала ближе. И бизнес, если он хочет, всё равно может донести до власти свое мнение, причём достаточно прямо. Но невозможно реализовать всё. А уральский бизнес всё-таки достаточно требовательный. Он у нас гораздо более требовательный, чем бизнес в других регионах.

Вице-президент УТПП Даниил Мазуровский.
Вице-президент УТПП Даниил Мазуровский. Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин.

- С чем это связано?

- Мы самобытные. Я плотно работал с семью регионами, да и сейчас контактирую с коллегами, которые работают с другими федеральными округами. Свердловская область очень сильно отличается и от Челябинской области, и от Пермского края, которые вроде бы близки нам по духу и по ментальности. Мы, например, очень требовательны к власти. Это не хорошо и не плохо. Это наша особенность, и её надо учитывать.

- Давайте продолжим разговор про тренды.

- Ещё один серьезный тренд – цифровизация. И одно из проявлений этого тренда – виртуальное общение. Это, конечно, не заменит целиком офлайн, без общения «глаза-в-глаза» мы не обойдёмся. Тем не менее доля виртуальности возрастает, в том числе между бизнесом и властью. Это один из факторов инвестиционного климата в регионе, в стране. И здесь многое зависит от качества инвест-портала, от того, можно ли найти прямой контакт с чиновниками, с руководством региона через онлайн-сервисы.

- Если возвращаться к ИННОПРОМУ, то это как раз площадка, где общаются «глаза-в-глаза». С кем можно будет встретиться на юбилейной выставке?

- В прошлом году у нас было около 600 компаний из 20 стран. В целом были посетители из более чем 100 стран – 46 тысяч посетителей. Думаю, в этом году и участников, и посетителей будет ещё больше. На стенде Свердловской области, насколько я знаю, коллеги делают много бирж контактов, и то же самое мы делаем на своем стенде. У нас точно уже запланирована делегация из Белоруссии, будут коллеги из других регионов (Санкт-Петербург), будет страна-партнёр Турция. У турок, кстати, будет самая большая экспозиция – она займёт едва ли не четверть павильона.

Если в прошлом году было очень мало собственно национальных стендов, то в этом году их гораздо больше. И если в прошлом году Венгрия, например, просто проводила у нас своё мероприятие, то в этом году они сделали национальный стенд. В этом году будут национальные стенды Норвегии и Франции. Они понимают, что ИННОПРОМ - это не просто приехать, что они представляют здесь вою страну.

- Чем мы торгуем Турцией? Чем обмениваемся?

- Туризм – это, конечно же, первое, что приходит в голову. Но на самом деле Турция производит просто всё! Она полностью обеспечивает себя и активно торгует с другими странами. С овощами и фруктами после известных событий пока сложно, но, слава Богу, это уже позади. Фольксвагены, опели, тойоты, фиаты, рено - всё это турецкое. Очень много бытовой техники. А ещё ремонт, строительные услуги и материалы...

Место для обновления

- Даниил, расскажите о темах стенда Уральской торгово-промышленной палаты.

- Тема – «Цифровое производство». И да, наш стенд говорит о реновации нашей идеологии – о нейронной сети. Мы хотим показать тех наших членов и партнёров, которые живут и развиваются в этой парадигме. Речь идёт о тех наших партнерах, у которых очень серьёзный аспект цифровой деятельности - в маркетинге, в производстве. Вы серьёзно используете цифру? Добро пожаловать на стенд! Он у нас небольшой, там представлено только 10 компаний. Но все они очень интересные.

Например, компания «Граф Интерактив». В общем-то, они занимаются презентациями, но с использованием VR- и AR-технологий, то есть технологий виртуальной и дополненной реальности. У них очень много промышленных и строительных проектов, по которым можно провести виртуальную экскурсию.

- …и пройти по ещё не существующим зданиям?

- Да. И это очень удобно. Вот, например, я хочу купить квартиру в доме, которого ещё нет. Можно прогуляться по площадке, посмотреть дом снаружи, увидеть, каким он будет, зайти в него, в квартиру, оценить различные варианты ремонта и меблировки.

Этот же тренд развивает Завод реакторных материалов – наша уральская компания, которая внедряет VR-технологии в атомную энергетику, моделируют двойники ядерных реакторов. Представьте, различные манипуляции с ядерным реактором производятся в виртуальной реальности. Во-первых, это позволяет сэкономить деньги, во-вторых, предотвратить неблагоприятные последствия, если что-то пойдёт не так.

У нас есть компания, которая пошла в том же направлении для автомобильной промышленности. То есть краш-тесты для «Ауди» и БМВ ведущие производители делают на их моделях. Не машины гробят, а двойники. Это гораздо дешевле.

И снова про цифровизацию. У нас будут представлены платформы. Это ещё один тренд, когда производитель напрямую связывается с потребителем, минуя посредников. Так, наши московские коллеги работали по этому принципу с сельхозпроизводителями: для фермеров очень важно, чтобы их продукция доходила до конечного потребителя, но между ними всегда стоят оптовые закупщики и ещё много кто. В результате получается очень длинная, неэффективная цепочка. Использование платформ позволяет решить эту проблему.

- Как именно это работает?

- Фермеры заводят на этой платформе личный кабинет, это не сложно. И просто выставляют продукцию.

- А логистика?

- Правильный вопрос! Там три субъекта: производитель, покупатель и логисты. И платформа помогает им начать переговоры. Обсуждается заказ, потом формируется трёхсторонний договор, так же в электронном виде, и всё – дальше по договору.

- Чем ещё удивите?

- Цифровизацией в образовательных программах. Знаете такую программу - Skyeng?

- Классические преподаватели отзываются о ней не очень хорошо...

- Это потому, что этот формат их теснит. Естественно, им от этого не очень хорошо. Я же сам попробовал работать с этой программой, чтобы понять, что это такое. Это точно не хуже, чем с репетитором, тем более что человек может сделать себе любой график занятий и при этом находиться в любой точке мира. При этом там используются цифровые технологии, различные визуализация, интересные интерфейсы. Это всё очень интересно, особенно для детей.

- Нарекания возникают не из-за технологий, а из-за алгоритмов. Платформа имеет право на существование, но есть вопросы по методикам и алгоритмам работы.

- Возможно. Я тут вряд ли являюсь специалистом, но точно знаю, что коллеги все время над этим работают. Они привлекают самых серьёзных методистов и самых квалифицированных преподавателей. И, опять же, там используется нейронная сеть. Она подстраивается под студента, учитывая, как он учится, как реагирует на задания. Вплоть до того, что фиксирует, над чем он больше всего задумывался. То есть система настраивает обучение под него.

- Это про адаптивность?

- Адаптивность, на мой взгляд, это одно из качеств, которое позволяет, с одной стороны, приспособиться, с другой – улучшить себя. И в этом смысле аналогия палаты с нейронной сетью –просто отличная. Нужны ещё какие-то примеры?

- Да, конечно!

- «Восточный ветер». Ребята работают с технологиями больших данных, Big Data. Это ещё один актуальный тренд. Они работают по всему миру, но, к сожалению, до сих пор они почему-то не очень интенсивно работали у нас, на Среднем Урале. Мы сейчас помогаем им это изменить.

На что способна Big Data? Эти технологии помогают банкам с вероятностью 80% предсказать, кто через полгода не отдаст кредит. Кроме того, они делают очень интересные вещи на грани развлечения и науки. Например, они могут распознавать, на какую историческую личность вы похожи. Или посоветовать, в какую страну вам стоит съездить...

А вообще, у нас дополнительная реальность будет использоваться для знакомства с нашими партнёрами. Так, у нас будет сделана стела, изображающая нейронную сеть, и каждый нейрон – это наш партнёр. И ваш логотип, кстати, тоже там будет. Вы открываете специальное приложение, наводите на логотип, нажимаете кнопочку, и вам выпадает информация в дополнительной реальности. Можете сразу кликнуть на сайт и всё узнать!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах