«На встречах с представителями крупного бизнеса мы вдруг понимаем, что общаемся с выпускниками нашей кафедры. Такие приятные неожиданности случаются часто. Здесь люди получают специфические знания, которые позволяют им стать представителями не массовых профессий, а занимать более высокооплачиваемые должности», – рассказывает заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства, профессор, доктор экономических наук УрГЭУ Андрей Плахин.
Бизнес стал другим
– Андрей Евгеньевич, в чем отличия современного менеджмента и предпринимательства от того, что они представляли собой несколько лет назад?
– Я работал на крупном предприятии в течение десяти лет. Затем – по стечению обстоятельств и зову сердца – я оказался на кафедре, которую теперь возглавляю. Поэтому могу рассказать и показать студентам, основываясь на собственном опыте, разницу между ведением бизнеса тогда и сейчас, когда крупные предприятия строятся по типу экосистем, где роль играет не единоличное решение руководителя, а взаимовлияние разных участников процесса.
Сегодня в бизнесе важны навыки формирования команды и работы в ней. Одно из популярных направлений, которое мы изучаем со студентами, – ESG-повестка: Environmental, Social, Government, то есть, вопросы окружающей среды, социального развития.
Современный выпускник должен знать больше, чем стандартный набор формулировок. Он должен понимать, что особая роль отводится качеству принятия управленческих решений, цифровизации управления бизнес-процессами. Это не просто классическая автоматизация. Это использование решений с искусственным интеллектом и дополненной реальности.
Мы рассказываем студентам о том, что предприниматель несет ответственность как инициатор бизнеса, как собственник. Современные собственники отличаются от тех, что вели свою деятельность в девяностые годы и начале нулевых.
В тот период представителей бизнеса интересовало, в первую очередь, получение крупного дохода. Сегодняшние предприниматели в большей степени ориентированы на развитие своего бизнеса, а не на сиюминутную выгоду, на перспективу, выходы на новые рынки, масштабирование бизнеса, развитие своей продукции. Поэтому сегодня без хорошей экономической базы знаний предпринимателю крайне сложно создать конкурентоспособный бизнес.
Строим настоящее
– Где работают ваши выпускники?
– Большинство студентов находят себе работу по специальности уже на втором-третьем курсе. Совмещать учебу с работой позволяет то, что современные специальности не требуют постоянного нахождения в офисе. Знания у работающих студентов более глубокие, потому что они погружены в практический процесс. Позиции, на которых работают студенты и выпускники, – это позиции, на которых требуются аналитические навыки: анализ затрат на проект, убытков, прибыли.
Наша кафедра участвует в стратегическом планировании многих проектов в Свердловской области. Например, запуск трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Сейчас проект имеет не столько экономическую, сколько социальную значимость – повышение мобильности жителей двух городов, расширение возможностей для трудоустройства.
Мы участвуем в разработке проекта «Екатеринбург-Сити». В качестве экспертов я и другие преподаватели занимаемся разработкой пространств, которые появятся в центре Екатеринбурга. Часть этого проекта – отель Hyatt Regency Ekaterinburg, Башня «Исеть».
В будущем в центре города появятся здания, которые привлекут инвесторов: апартаменты, коммерческие площади, развлекательные центры, фитнес-центры. Мы начинаем понимать, какие доходы поступят от эксплуатации помещений и какие затраты потребуются: знания инвестиционного менеджмента, прежде всего, управления стоимостью, экономического менеджмента, финансового менеджмента, стратегического менеджмента, маркетинга. Совокупность дисциплин, которые мы даем студенту, позволяет аккумулировать знания, участвовать в процессах в разных ролях, в рамках разработки реализации проекта.
Это как раз та работа, которой занимаются наши выпускники: они становятся финансовыми аналитиками. Вчерашнего студента не назначат на должность руководителя проекта. Выпускник получает ее, уже поработав на позиции аналитика.
Наша кафедра активно сотрудничает с крупными компаниями. Во время встреч с ними мы узнаем в руководителях масштабных проектов наших выпускников. Для того, чтобы занимать подобные должности, наши студенты получают сложные специфические знания. Это образование, которое требует больших умственных усилий. И они того стоят.
– Кому из абитуриентов точно стоит поступать в УрГЭУ на специальность «менеджмент и предпринимательство», а кому – нет?
– Весь июнь в УрГЭУ традиционно проходит «Евразийская смена старшеклассников». Школьники посещают мастер-классы, которые проводят преподаватели разных кафедр. Я показываю ребятам наиболее интересные инструменты менеджмента, разные модели экономики. Когда ребята слушают, я замечаю, как у кого-то глаза начинают гореть по-другому. Мы даем знания, которые позволяют этим ребятам в дальнейшем непосредственно влиять на то, что происходит в региональном бизнесе.
Чтобы лучше сориентироваться по своей будущей специальности, школьнику не помешает зайти на сайт кафедры университета. На сайте можно прочитать, в каких проектах мы принимали участие. И если абитуриенту они интересны, ему стоит присмотреться к нам.
– Какими будут ваши напутственные слова абитуриентам и выпускникам?
– Абитуриентам – успешно сдать все экзамены, прислушаться к себе и выбрать интересную специальность. Выпускникам – трудоустроиться, состояться профессионально, достичь душевной гармонии и материального благополучия.