С 20-го по 24 августа на площадке Уральского государственного экономического университета прошла Летняя школа в области экономики труда и научной организации труда (НОТ).
Чем значимо для Среднего Урала это событие и почему бизнес и учёные должны работать в одной спайке – рассказывает заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ Руслан Долженко.
Возрождение уральской школы
Дмитрий Шевалдин, «АиФ–Урал»: Руслан Алексеевич, проект Летней школы реализуется на базе УрГЭУ благодаря средствам из Фонда президентских грантов?
Руслан Долженко: Да, именно так. Но это лишь один из элементов цикла мероприятий для экспертов в области экономики труда и научной организации труда. Логика проста. Сегодня мы наблюдаем ключевую проблему – бизнес, как правило, с недоверием относится к образовательным и прочим организациям, не видит их в качестве носителей экспертизы, которая позволит реализовывать научно-исследовательские проекты. Поэтому пришло понимание, что для разрушения этого барьера необходима заинтересованность обеих сторон.
Благодаря тесному сотрудничеству с Ассоциацией руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами была подготовлена заявка на грант, где главной целью названо воссоздание уральской школы экономики труда и НОТ.
– Сейчас так актуальна тема роста производительности труда в стране?
Сегодня в области эффективности труда преобладают иностранные технологии – бережливое производство и правильная организация рабочего места. Однако, по сути, бережливое производство и есть советская система НОТ, но красиво оформленная и по-другому названная.
– Что вы предлагаете?
– В России реализуется ряд национальных программ. Одна из них связана с ростом повышения труда и производительности. Основной инструмент реализации – обучение крупного бизнеса технологиям бережливого производства. Именно в нашем понимании в рамках образовательной среды это реинкарнация прежнего опыта и реализация его с оглядкой на будущее. Что такое будущее? Это молодые специалисты, которые учатся в вузах.
«Работаем на регион»
– Какие мероприятия проходят в рамках Летней школы по НОТ?
– Мы уже провели форсайт-сессию «Шаг в будущее HR» в «Точке Кипения» для специалистов по управлению персоналом. Потому что должно быть понимание того, что экономика труда и HR должны работать в тесной спайке. Участникам дали возможность спрогнозировать будущее для бизнеса, отталкиваясь от реальности и опыта прошлых лет.
На базе вуза мы провели пятидневное обучение для молодых исследователей, учёных, преподавателей и практиков, где предоставили им возможность встроить организацию труда в исследовательскую деятельность. Это второй такт нашей школы.
Третий – практикум. Это экскурсии участников школы на реальное производство промпредприятия. Именно там под грохот тележек и при виде плавления стали приходит понимание того, что человек может всё, если захочет, а наука, применяемая на практике, способна менять мир.
Последней точкой в нашем проекте станет экспертный совет – защита созданных за время обучения проектов, заточенных под требования науки и бизнеса.
– Что ещё вуз делает в этом направлении? Какова его роль в развитии школы?
– Сейчас мы ведём работу по переподготовке преподавателей. В ближайшем будущем планируем подавать заявку в Высшую аттестационную комиссию о создании диссертационного совета по экономике труда. Это даст возможность специалистам защищать кандидатские и докторские диссертации по экономике труда.
Ректор вуза Яков Петрович Силин прямо говорит: «Образование немыслимо без партнёрства, потому что мы работаем не на себя, а на регион». Мы тесно сотрудничаем с нашими партнёрами и, единственные в регионе, реализуем прикладную магистратуру «Экономика человеческих ресурсов», где учатся только практики, директора по персоналу, руководители служб по экономике труда, отделов труда и заработной платы.
Сегодня бизнес понимает, что образование является частью производственного процесса, а эффективность труда лежит в основе любого предприятия, не только промышленного. Именно она определяет успех той или иной новации, поэтому нужно работать с людьми – молодыми специалистами и исследователями. Они определяют будущее.