Люди, разрабатывающие образовательные стандарты, далеки от практики. Вот в чем беда. Об этом, в частности, говорит гость «АиФ-Урал», учитель начальных классов гимназии №9 Екатеринбурга, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ.
«Сфера услуг»?
Накануне нашей встречи Екатерина Геннадьевна вернулась из Москвы, где представляла Средний Урал на национальном образовательном форуме «Умная школа», который состоялся с легкой руки члена комиссии Общественной палаты по развитию образования Тины Канделаки.
- Не сочтите за провокацию, но, мне кажется, от всевозможных форумов, съездов и т. д. веет формализмом…
- Вы знаете, для меня этот форум был одним из наиболее объективных. Учителям дали возможность говорить то, что они думают. Со всей России приехали учителя, директора школ, двести человек участвовало в форуме, включая чиновников из образования. Возможность высказаться была у всех.
- Я правильно понимаю, главной темой была реформа образования?
- Реформа образования, новые образовательные стандарты - все то, что нас сейчас непосредственно касается. Я услышала на форуме то, что мы здесь, на Урале, среди педагогов обсуждаем. Много высказывалось несогласий по поводу стандарта. Нет, его надо вводить однозначно, но есть моменты, которые просто недопонимают чиновники, которые далеки от практики. Мне так хотелось пригласить их в школу, чтобы они посмотрели, как то, что они написали, будет применяться на практике.
- Например?
- Скажем, в стандарте начальной школы в самом начале есть «портрет ученика». Первый пункт: «он должен любить Родину». Любой родитель может меня спросить, что делает учитель, чтобы ученик любил свою Родину. Я же могу ответить, что эти ценности семья закладывает с рождения. Или еще из «портрета»: умение работать в группе, умение слышать и слушать… Такой идеальный портрет, что, мне кажется, далеко не все учителя могут ему соответствовать. Он настолько идеалистичен, этот стандарт, что очень хочется добавить в него ту черновую, рутинную работу, которую мы делаем.
По сути, у нас - учителей - ручной труд. Я четыре года занимаюсь ребенком, у меня нет поточной работы. «Штучное производство»! Но сегодня, увы, неэффективное. О чем говорить, если нас отнесли к сфере услуг. По этому поводу на форуме тоже высказывалось несогласие. Я не «оказываю образовательные услуги», я живу жизнью моих учеников! Словом, мы обсуждали множество острых вопросов. В итоге наши голоса были обобщены, и теперь… задача Тины Канделаки - представить их в Общественной палате.
Теряем личность
- Преподаватели вузов сетуют на «некачественность» абитуриентов. Камешек в огород школы. Есть что ответить?
- Мне кажется, под «некачеством» подразумевается, прежде всего, неумение выпускников школ преподнести себя, общаться. К сожалению, форма ЕГЭ заменила то самое ценное, что было у нас в образовании, - индивидуальное общение. В результате ребенок может много знать, но он не умеет показать эти знания, не умеет взаимодействовать в команде, доказать свою точку зрения… Знаете почему? К сожалению, многие школы подготовку к ЕГЭ свели к натаскиванию на него, не работая над содержанием. Ребенок перестает показывать свою особенность, перестает быть индивидуальностью. Вот что жалко.
Ребенок, приходя в начальную школу, погружается в атмосферу общения и взаимодействия, а к 11-му классу, получается, мы из них все это выхолащиваем. А в вузе это снова востребовано, там социально новая среда, в которой они должны гармонично существовать.
- Я узнала, что вы коллекционируете мудрые высказывания детей…
- Да, у нас с ребятами выходит газета «Ростки мудрости». Мы в ней можем высказаться по какой-то волнующей проблеме. Порой дети, действительно, очень четко что-то подмечают - не надо афоризмы искать. Мы, взрослые, чаще всего оцениваем материальную сторону, дети же пока судят с других позиций, с точки зрения духовности, чувств… Очень важно сохранить в них это подольше.
Скажем, когда они еще маленькие, очень многие хотят стать учителем. Потом же взрослеют, и, к сожалению, материальные ценности перебивают. Когда меня спрашивают про главные профессиональные достижение, я говорю - когда мои ученики становятся студентами педагогических учебных заведений.
Живой организм
- Вы родились в педагогической семье. Это помогает в работе?
- Да, я учитель начальных классов в третьем поколении. Но я никогда не задумывалась, что продолжаю идеи бабушки и мамы. Наоборот, мы очень часто спорим с мамой, дело даже доходит до острых дискуссий. Это объяснимо. У меня сейчас с детьми разница в тридцать лет, а у мамы более пятидесяти лет… Я понимаю, что нелегко в этом случае найти с детьми контакт. Поэтому школе нужна педагогическая молодежь. Важны школьные династии, когда учитель воспитывает ученика, а он становится студентом, который потом придет работать в школу.
- Екатерина Геннадьевна, в каких отношениях должны быть семья и школа?
- Это как раз то, над чем я работаю, - в первый класс идет семья в полном составе. Это семейные традиции, это требования к ребенку, предъя¬вляемые в семье, это ребенок, который принес мне сюда то, что умел в своей семье. Родителям очень важно объяснить, насколько важна сейчас роль ребенка. Многие ведь считают, что они подготовили: портфель, бантики, форма - и вперед. На самом деле идет сложный процесс. И только когда у меня есть дети, родители, бабушки-дедушки, когда мы все вместе, создается единый живой организм. Если ребенок идет в школу с семьей, ему легко будет дышать и творить. Поэтому школа должна быть открытой: приходите, смотрите, делитесь опытом!
ДОСЬЕ:
Екатерина Геннадьевна БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ родилась 8 марта 1971 года в учительской семье (педагогическая династия состоит из шести поколений). Окончила Свердловский педагогический институт. Учитель начальных классов гимназии №9 Екатеринбурга. Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года - 2008».