Для того чтобы в школы вновь вернулось воспитание, взрослые должны вспомнить глубокий смысл этого понятия. Об этом, в частности, мы беседуем с заслуженным деятелем науки России, доктором педагогических наук, профессором Уральского государственного педагогического университета Августом Белкиным.
Его величество стандарт
- Август Соломонович, в конце минувшего года чиновники от образования признали - в школах не занимаются воспитанием детей. И решили срочно наверстывать упущенное. Не поздно спохватились?
- Беда в том, что сегодня, говоря о воспитании, эти люди не понимают до конца, что это такое. Простой вопрос: ребенок стоит в подъезде и слушает неприличный анекдот (как вариант, наблюдает дома нехорошую сцену). Он воспитывается или нет?
- Безусловно. Со знаком «минус».
- За такой ответ я студентов сразу выставляю за дверь. Потому что воспитание - это целенаправленный, организованный процесс формирования социально-ценностных качеств. Да, вы можете сказать, что подъезд, дом, все, что окружает нас, имеет гораздо большее значение, чем самые правильные уроки. Но это не воспитание, а влияние, которое формирует личность. Вопрос - какую?
Так вот наши деятели от образования (и те, кто повыше) поломали всю нашу российскую традицию и нашу советскую систему. Решили, если человеку давать знание, умения, то всю остальное приложится само собой. Когда я познакомился с нынешним законом «Об образовании», то испытал глубокое разочарование. Не знаю, кто его составлял, но мнение педагогов, понимающих, что такое воспитание, явно учтено не было.
Дело в том, что воспитание состоит из трех систем. Прежде всего, это сознание, в которое нужно вложить нормы того, что такое хорошо и что такое плохо. Второе - нужно, чтобы это сознание ложилось на нужные чувства. И третье - это поведение человека. Как он реализует то, что слышит и чувствует, в своей практической деятельности. Наша-то нынешняя система воспитания, к сожалению, рассчитана на то, чтобы людям проветривать мозги. Трагедия в том, что ребенок сегодня не находит сферы, где мог бы реализовать знания и чувства.
- А в идеале где он мог бы это делать?
- Я не ретроград, но у нас было с этим все очень неплохо. Начнем с того, что в свое время существовал для населения педагогический ликбез - давали знания, как воспитывать детей. Худо-бедно, но были общественные организации, в которых кипела деятельность. Возьмите тимуровское движение. Это же было дело! Что плохого в том, что дети проходили школу бескорыстного служения своему призванию, своему идеалу?
Да у нас в университете воспитание стоит на первом плане, во многом благодаря тому, что ректор педагог от бога. Волонтерское движение чрезвычайно развито - наши студенты и в детских домах, и где только нужна помощь. Какие общественные дела сегодня имеют наши школьники? Много ли детей сегодня идет в больницы и госпитали с концертами? Нет, сегодня царит великое слово «бизнес», а в образовании - его величество стандарт. Кому пришла в голову идея творческий неповторимый процесс общения учителя с детьми и формирования социально-ценностной личности подгонять под какие-то стандарты? Мы штампуем «оловянных солдатиков» - это кончится катастрофой.
Семья кричит SOS
- Может ли семья предотвратить катастрофу?
- Если мы говорим о том, что в законе «Об образовании» воспитание должно занять соответствующее место, так необходимо, чтобы все чиновники, от мала до велика, понимали механизм вот этого воспитания. Но прежде всего все начинается, конечно, с семьи. И тут мы сталкиваемся с родительской безграмотностью…
Вот, спрашивается, что сделать, чтобы дошкольник нормально развивался и формировался ценным членом общества? Прежде всего, не допустить состояний тоски, одиночества, связанных с разлукой с родителями, особенно с матерью. Мои исследования показали, что 78% преступников не имели полноценного общения с нормальной матерью.
Или взять подростка. Любой подросток претендует на роль умного, способного человека. Вы ему скажите: «бездельник, лентяй, лоботряс». Сжует и проглотит. А если вы ему скажете: «ты тупой, фанера», никогда не простит.
Свои особенности есть у каждого возраста. Учителя это понимают? Увы. А ведь учитель - это диагност духовно-нравственного состояния! Вместо того, чтобы быть властителями дум, чтобы почувствовать, чем дышит ребенок, чем живет, учителя сегодня натаскивают его на ЕГЭ, на результат. А при этом идет такой поток информации, который совершенно противоречит идеям духовно-нравственного воспитания. И с семьей никто не работает. Все в том же законе «Об образовании» о семье фактически ничего не сказано.
А в нем должно быть особое место о просвещении и образовании семьи. И о создании поля, где наши воспитанники могли бы реализовать те идеи, которые им пытаются вложить в головы и в школе, и в семье, и на улице.
- С «улицей» вы не погорячились, Август Соломонович?
- Простите, на улице мы узнавали кодекс мальчишечьей чести, мы там научились по-настоящему дружить, любить и прощать.
Почему в законе ни слова нет о сфере свободного общения? А ведь ребенок, который в школе себя никак не самоутвердил, идет самоутверждаться на улицу. А там… рыбак рыбака видит издалека. Если учитель не знает, что ребенку надо дать шанс самоутвердиться, он же его выпихивает на улицу. А семья, которая начинает гнобить ребенка за поведение в школе, тоже выпихивает его на улицу.
Категорически утверждаю - неблагополучных семей практически бы не было, если бы родители проходили ту самую социальную школу, которую мы в свое время пытались создать. Семья должна кричать SOS в наше время! Семье пытаются подбросить материальную помощь, но… Настало время ликвидации сплошной педагогической неграмотности населения. Разве что-то может заменить истинное духовно-нравственное воспитание, когда человек исповедует ценности, которые сводятся к одному: я рожден для того, чтобы служить своему призванию, своему обществу, своей семье? Человек должен жить своими делами.
Досье:
Август Соломонович Белкин родился в Свердловске 31 августа 1930 года. Окончил Свердловский государственный педагогический институт. Работал учителем истории, директором школ. С 1990 г. - завкафедрой инновационных образовательных теорий и технологий УрГПУ. Директор института ФППО УрГПУ. Заслуженный деятель науки России, академик академии педагогических и социальных наук.