Всю медицину в нашей стране мы привыкли делить на государственную и частную. (И ту, и другую, что характерно, принято ругать – каждую за свои недоработки.) Но немногие знают о том, что существуют и крупные «ведомственные» системы здравоохранения с филиалами по всей стране. При этом только одна компания в России – ОАО «РЖД» – сохранила производственную медицину как научно организованную структуру. И в этом году она отмечает свой 170-й день рождения.
Идея существования такой отрасли здравоохранения показалась вам странной? Что ж, это можно понять. Впрочем… Если учитывать, как много зависит от работников железной дороги (например, от машинистов пассажирских поездов), какая ответственность лежит на них, какие нагрузки, а порой и настоящие стрессы им приходится испытывать… В таком случае мысль о том, что за здоровьем этих людей нужно следить особо, совсем не кажется неуместной.
О том, как возникла и чем живёт сегодня система здравоохранения, чем она отличается от государственной и частной, а также какое отношение имеет к каждому из нас, мы попросили рассказать главного врача «Дорожной клинической больницы на станции Свердловск-Пассажирский» ОАО «РЖД» Жана СОЛДАТОВА.
– Жан Анатольевич, расскажите, как, когда и с какой целью появилась железнодорожная медицина?
– Все началось с врачебной службы, созданной еще при Николае I для медицинской помощи строителям железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Служба эта, быстро доказав свою полезность и эффективность, росла и развивалась. С образованием ОАО «РЖД» все медучреждения перевели на самоокупаемость – получили заказ от компании и других организаций, открыли свои двери для платных пациентов.
Сегодня в системе по всей стране работает около 200 лечебных учреждений, трудятся тысячи специалистов (в том числе 712 кандидатов и 76 докторов медицинских наук). Открылись 80 крупных центров, укомплектованных новейшим оборудованием, где оказывается специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь по самым разным профилям.
Насколько железнодорожная медицина эффективна и профессиональна? Судите сами – за последние десять лет уровень первичной заболеваемости пациентов, которые прикреплены к нашим учреждениям здравоохранения, снизился почти на 12%. На четверть меньше стало заболеваний с временной утратой трудоспособности сотрудников, связанных с движением поездов.
Политика «открытых дверей»
– В интересах безопасности движения поездов. Но сотрудники дороги – это чуть более 40% наших пациентов. Еще около 25% – те, кто когда-то работал в отрасли, но сегодня уже ушёл на пенсию. А остальные – обычные люди, часть которых лечится по полису добровольного страхования, часть – по ОМС. Кстати, сейчас формируется госзаказ и на оказание высокотехнологичной помощи в рамках ОМС на нынешний год, на него мы тоже претендуем.
– Вы используете какие-то свои, особые методы лечения? Те, что разработаны специально для железнодорожников?
– Конечно, комплексные программы адаптивной реабилитации составляются с учетом влияния на здоровье производственных факторов. Например, нагрузка на позвоночник у машинистов при долгом нахождении в вынужденном (сидячем) положении, шум, вибрация, стрессы требуют проведения системы восстановительных процедур, чтобы нивелировать вред для организма. Но те же проблемы с позвоночником и последствия стрессов актуальны и для других пациентов.
Без всестороннего ежедневного контроля здоровья сотрудников железной дороги невозможно обеспечить безопасность движения поездов, поэтому мы оказываем все виды амбулаторно-поликлинической, консультативно-диагностической, стационарной медицинской помощи.
В больнице хорошо развита хирургическая служба, с великолепным операционным блоком и отделением реанимации. В день выполняется до 30 операций на органах брюшной полости, почках, сосудах венозного и артериального русла, челюстно-лицевой области, суставах, на органах малого таза. В приоритете малоинвазивные, нетравматичные вмешательства, после которых пациенты отправляются домой уже через несколько дней.
Челюсти в 3D
– Могут ли такие ведомственные медицинские центры сравниться по уровню оснащенности и квалификации персонала с государственными или частными клиниками?
– Мне кажется, железнодорожная медицина объединила лучшие возможности государственного здравоохранения (такие, как многолетний опыт, обширная сетевая база и высокие технологии ведущих центров) с возможностями частной медицины (современное оборудование и комфортные условия).
– Что вы имеете в виду?
– У нас сегодня есть лицензии на оказание высокотехнологичной помощи по нескольким направлениям: это гинекология, урология, абдоминальная, челюстно-лицевая хирургия, колопроктология и онкология. В диагностической службе используем современный 64-срезовый мультиспиральный компьютерный томограф, цифровую эндоскопическую аппаратуру, эндоузи.
Рентгеноперационная укомплектована универсальной модульной платформой, которая позволяет выполнять рентгенологический контроль во время операции хирургам, урологам, травматологам и другим специалистам. Для дистанционного дробления камней в почках применяется самый современный в Екатеринбурге аппарат, не имеющий ограничений по плотности камня. В 90% случаев достаточно бывает всего одного сеанса, чтобы камень распался.
В клинике челюстно-лицевой хирургии применяется виртуальное 3D планирование, которое позволяет хирургу смоделировать проведение операции и предвидеть результат до ее начала, что, в свою очередь, сокращает продолжительность вмешательства.
«Техосмотр» в… санатории
– Кроме того, в дорожной больнице есть собственный Центр восстановительной медицины и реабилитации – с бассейном, тренажерами, залом аппаратной физиотерапии, водо-, грязелечебницей, фитозоной, комнатой психологической разгрузки и даже настольным теннисом и бильярдом. Все номера очень комфортные, рассчитаны на одного-двух человек. Пациенты называют центр городским санаторием.
Здесь можно избавиться от стресса, укрепить пошатнувшееся здоровье. За один-два дня можно провести полный «техосмотр» организма, получить индивидуальную «диагностическую карту» – и здесь же пройти назначенный курс реабилитации. Не случайно люди приезжают в центр даже из других стран.
– Но всё это, надо думать, не бесплатно?
– Такие услуги полис ОМС, конечно, не покрывает. Работники локомотивных бригад (машинисты и помощники) оздоравливаются за счет компании. Для всех остальных услуга платная. Но хочу заметить, по сравнению с частными клиниками и санаториями цены здесь очень демократичные. При этом качество – на высшем уровне. Как удалось этого добиться? Всё просто. Как я уже говорил, железнодорожная медицина – часть единой, давно существующей и чётко выстроенной структуры с большими возможностями и строгим контролем. Вот и весь секрет!
Из истории железнодорожной медицины в России
- 1844 г. – Николай I утверждает порядок предоставления прав действительной службы врачам десяти лазаретов для строителей железной дороги Москва – Санкт-Петербург.
- 1854 г. – на Николаевской дороге создается полномасштабная врачебная служба, на линии появляются фельдшерские пункты, на станции Бологое открывается первое железнодорожное лечебное учреждение – больница на 10 коек с врачом, двумя фельдшерами и вспомогательным персоналом.
- 1925 г. – организуется Центральная лаборатория по изучению профессиональных болезней на транспорте.
- 1960 г. – создается Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены.
- 1965 г. – вводится практика регулярных предрейсовых медицинских осмотров локомотивных бригад.
- 2013 г. – авторский коллектив «РЖД» получает премию правительства РФ в области науки и техники за разработку научных основ, создание и широкомасштабное внедрение комплекса диагностических систем и информационно-технологического обеспечения безопасности движения в связи с человеческим фактором на железнодорожном транспорте.
На правах рекламы. Лицензия № ФС-66-01-001848.
Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться
со специалистом.