Примерное время чтения: 5 минут
116

Навалилась безнадега? Облегчить душевный кризис помогут психотерапевты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ на Урале 20/04/2011

20 апреля областному «телефону доверия» исполняется два года. В свое время региональный Минздрав принял решение об его создании неспроста — экономический кризис спровоцировал у уральцев чувства нестабильности, неустроенности, повышенную тревожность по поводу будущего… Социальные проблемы, в свою очередь, обострили проблемы личные.

Первый и единственный

Уникальность проекта заключается в том, что до создания областного «телефона доверия» на Среднем Урале подобные телефонные линии работали по принципу локальности, то есть создавались либо на базе отдельных клиник, либо были ориентированы на узкий круг людей (переживших насилие подростков, женщин и т.д.). Сегодня же по телефону экстренной психологической помощи может позвонить любой житель Свердловской области, вне зависимости от пола, возраста, социального статуса и т. д. Причем высококвалифицированные психологи готовы общаться с абонентом по поводу любых психологических проблем.

Сегодня экономический кризис миновал, отсюда изменился и характер обращений. Но не кардинально. Социальные проблемы по-прежнему уральцев волнуют. Причем специалисты «телефона доверия» заметили, что если полтора-два года назад у людей была жива надежда на государство, которое «поможет», сегодня, увы, эта вера ушла…

— В последнее время изменилось знаете что? Меньше стало проблем, «озвученных» человеком за один звонок, — рассказывает руководитель областного телефона экстренной психологической помощи Елена Прохорова. — Хорошо помню одно обращение того времени… Звонила женщина. Мужа сократили, она сама под угрозой увольнения, ее мать выписали из больницы с онкологией «умирать», отец — на пенсии, несовершеннолетний сын попал в колонию (втянули в распространение наркотиков), дочка, недавно сдав на права, попала в аварию, в которой оказалась виновата. Подобных звонков два года назад было процентов 30-35. Сегодня же абоненты обращаются за раз по поводу одной-двух проблем, а не пяти-восьми.

Телефон работает круглосуточно, и времени молчания у психологов практически нет. Судите сами, только за три месяца этого года специалисты «обработали» 3 536 звонков, из них 1 137 поступило на «детскую линию», которая была открыта в прошлом году. Проблемы одиночества, конфликты «отцов и детей», бессонница, неразделенная любовь, предательство… Всех проблем и не перечислить. В последнее время участились (к счастью, не критично) звонки от уральцев, имеющих суицидальные мысли. Нередко они посещают подростков, переживших неудачную первую любовь, юношеский максимализм, помноженный на недостаток жизненного опыта, дает ощущение, что «жизнь остановилась».

45 минут надежды

Безусловно, какого-то ограничения во времени разговора в «скорой психологической помощи» нет и быть не может. Но в среднем он длится 30–45 минут. За это время психологи дают человеку выговориться, обсуждают с ним проблемы и задают своего рода алгоритм действий для выхода человека из душевного кризиса. Что интересно, порой специалисты «телефона доверия» «ведут» человека и после одной беседы.

— Так было с одним мальчиком, который нам звонил в течение двух месяцев, — рассказывает Елена Владимировна. — У него было настолько плохо с учебой, что в школе встал вопрос о переводе его из шестого в пятый класс. У ребенка была паника, растерянность… Слишком большой объем знаний ему было необходимо восстановить, чтобы остаться учиться со сверстниками. Вот так, два месяца мы с ним «делали уроки», успокаивали, помогали настроиться. Сейчас он у нас все двойки исправил. Одна только осталась, но в сравнении с тем, что было, — это пустяки.

По наблюдениям специалистов телефонной линии, чаще за психологической помощью обращаются женщины. Мужчин среди абонентов примерно четверть. На «детский» телефон доверия также чаще звонят девочки, а также мамы и бабушки. К сожалению, сильный пол держится до последнего, уверяя себя, что сможет решить психологические проблемы самостоятельно.

К слову, среди сотрудников телефона экстренной психологической помощи треть — мужчины. «Чем мы очень гордимся», — смеется Елена Владимировна. Работа на таком месте — огромная психологическая нагрузка. Именно поэтому особо сложные случаи в коллективе регулярно разбираются сообща. Быть в форме помогает психологам и особый климат в коллективе — за два года в нем сложилась дружеская атмосфера, дни рождения, праздники здесь отмечают вместе. Это тоже своеобразная терапия.

— И потом, знаете, когда подбирался коллектив, я старалась брать людей с «надежным тылом», счастливых, если хотите, — признается Елена Владимировна. — Чтобы у сотрудников линии была семья, в которой все хорошо, чтобы была работа (практически все у нас где-то еще практикуют), которая приносит радость. Сапожник должен быть с сапогами.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах