Примерное время чтения: 5 минут
32

Полковник еланской пневмонии

Прокуратура полагает, что создан опасный судебный прецедент. Если приговор устоит, в дальнейшем жизнь российского солдата не будет стоить и копейки. Уже сейчас за гибель призывника из Озерска Антона Юматова отвечать некому.

3 мая Екатеринбургский гарнизонный военный суд вынес оправдательный приговор бывшему начальнику 473-го окружного учебного центра в поселке Елань Виктору Бизяеву. Полковник обвинялся нарушении санитарно-эпидемиологических норм и халатности, повлекших смерть призывника из Озерска Антона Юматова и массовую эпидемию в войсковой части. В период с ноября 2008 года по январь 2009 в Еланской учебке пневмонией вирусного происхождения заболело 1128 солдат, что составляло более 30% от всего личного состава гарнизона.

Согласно фабуле уголовного дела, распространению заболевания могла способствовать холодная погода, легкая одежда призывников и, возможно, единовременная вакцинация сразу от трех болезней. Прибывшему в учебку пополнению, которое уже чихало и кашляло, ставили сразу три (!) вакцины, одна из которых — французская «Пневмо-21» — запрещена в стране ее происхождения. У правозащитников, солдатских матерей и даже следственных органов были все основания полагать, что введенный антивирусный коктейль нанес серьезный удар по без того ослабленному иммунитету молодых людей. В середине 2009 года свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова добилась того, чтобы практика «ударной» вакцинации военных врачей была отменена приказом Военно-медицинского управления Минобороны РФ. Однако позже эпизод с вакцинацией пропал из уголовного дела — следователи не стали обвинять медиков.

Меж тем зимой 2009 года подчиненная Бизяеву учебная дивизия стала походить на огромный лазарет, который, к слову, был развернут очень поздно. В переполненных молодым пополнением казармах не хватало положенного по санитарным нормам объема воздуха, и вирус там распространялся молниеносно. В результате около тысячи заболевших были размещены в огороженных от внешнего мира казармах и даже гражданских клиниках близлежащего Камышлова. Самых тяжелых было решено отправить в окружной военный госпиталь, что в Екатеринбурге. В январе 2009 года туда попало более сотни солдат, среди которых оказался и 23-летний юрист Антон Юматов. До госпитализации он долгое время переносил инфекцию на ногах, что стало роковым обстоятельством — спасти его жизнь врачам не удалось. Молодой человек умер, не приходя в сознание.

Поздняя реакция военных властей и самого Бизяева в частности стала основанием для возбуждения уголовного дела. В нем полковник был единственным обвиняемым — по правилам единоначалия он должен был ответить за все.

Процесс по делу о пневмонии начался лишь в 2010 году. В ходе судебного следствия суд постепенно отказывался от представленных прокуратурой доказательств вины уволенного уже полковника. Сначала были «поломаны» экспертные заключения, свидетельствующие о вине Бизяева, а затем проведены новые. При этом, как отмечают источники в прокуратуре, квалификация и статус экспертов, которые «понравились» суду, была заведомо ниже. Оправдательный уклон увидели даже в Свердловском комитете солдатских матерей. По словам его председательницы Марины Лебедевой, дело, попав в суд, изначально разваливалось.

Прокуратура, считавшая Бизяева виновным в гибели Юматова, требовала для отставного полковника 3,5 года колонии-поселения. Однако, как рассказал «АиФ-Урал» участвовавший в процессе гособвинитель прокуратуры Центрального военного округа Алишер Сабитов, судья Андрей Заря оправдал полковника по всем пунктам обвинения. «Суд посчитал, что вина Бизяева не доказана, а причинно-следственной связи между его бездействием и заболеванием солдат нет», — отметил Сабитов. По его словам, приговор будет обжалован в вышестоящей инстанции. Сам полковник уже выразил свое мнение, заявив, что виновным себя не признает, смерть Юматова оставляет на совести медиков.

Между тем, как отмечает источник «АиФ-Урал» в прокуратуре, страшен не столько сам оправдательный приговор, сколько прецедент. «Если решение суда устоит во второй инстанции, то сложится судебная практика. В соответствии с ней будут выносить решения по аналогичным делам, коих в российской армии бывает предостаточно», — резюмировал собеседник издания.

«АиФ-Урал» будет следить за развитием событий.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах