Примерное время чтения: 5 минут
229

Веерная рассылка. В Интернете продают базы персональных данных уральцев

Почти 30 миллионов рублей было украдено с банковских счетов жителей Свердловской области в 2019 году.

Мобильная связь и Интернет

Преступники придумывают всё более изощрённые методы обмана. По словам врио начальника УУР полицейского главка  Евгения Власова, с 2018 года растёт количество мошенничеств с использованием мобильной связи и Интернета. В 2019 году тих число увеличилось на 37 %.  Правоохранители зарегистрировали 6 395 криминальных эпизодов, больше всего в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Алапаевске, Асбесте, Верхней Пышме, Ирбите, Краснотурьинске, Полевском, Первоуральске, Серове, Сысерти, Красноуфимске, Качканаре, Новоуральске и Заречном.

Как сообщил «АиФ-Урал» начальник пресс-службы областного полицейского главка Валерий Горелых, в последнее время получил широкое распространение новый вид преступлений – кражи с банковского счёта электронных денежных средств. Только в 2019 году было выявлено 1 716 таких  хищений, а ущерб свердловчанам составил около 30 млн рублей.

Это, в том числе, обман при продаже и покупке товаров на сайтах бесплатных объявлений. Злоумышленники выясняют номер и код банковских карт, а также код из СМС, после чего без проблем похищают деньги. Распространены также аферы при продаже автомобиля по предоплате. Потенциального покупателя просят перевести средства, после чего «продавцы» отключают свой телефон.

Осторожно, большие проценты!

Ещё одна ловушка поджидает людей при покупках через интернет-магазины, где товары стоят существенно ниже. Покупатель оплачивает вещь по 100-процентной предоплате, после чего его заносят в «чёрный список».

Другая сфера, где орудуют мошенники, - разнообразные инвестиционные и финансовые проекты, в которых обещают большую доходность. Доверчивые уральцы вкладывают свои деньги под большие проценты, но бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Представителей старшего поколения часто обманывают под видом компенсации за ранее купленные БАДы и разные медицинские аппараты.

Популярен у мошенников и способ  хищения денег с банковских счетов. Злоумышленники   представляются сотрудниками банка и уверяя, что произошло несанкционированные списание средств или сбой в банковской системе, выясняют номер карты клиента, код с обратной стороны карты, код из СМС. Они получают доступ к «Онлайн банку» и похищают деньги.

Обманывают повсеместно

Стоит также, что людей обманывают почти повсеместно: в организациях торговли и услуг (10% от общего объёма несанкционированных операций с картами), через банкоматы и платёжные терминалы  (12%), через Интернет и устройства мобильной связи  (78%). По статистике, более 97% случаев хищения со счетов физлиц и 39% юрлиц были совершены с использованием социальной инженерии.

Кибермошенники эффективно используют информацию, которую пользователи сообщают о себе сами, размещая её в соцсетях, заполняя анкеты на незащищённых сайтах, отправляя фотографии и ставя геолокацию. Используется также психологическое давление на потенциальную жертву: чувство страха потерять деньги, обещание выигрыша или компенсации.

Существует также такой метод, как веерная рассылка электронных писем и СМС-сообщений, содержащих ссылки с вредоносными программами. Они способны собирать необходимые  преступникам данные.

В результате утечки персональных данных формируются целые базы данных. В 2019 году в Интернете было обнаружено почти 13 тысяч предложений о покупке/продаже таких ресурсов. При этом только 12% относились к базам данных банков, остальные 78% - утечка номеров карт, паспортных данных и номеров телефонов.

Шесть правил безопасности

1. Необходимо беречь телефон от потери и кражи. Ни под каким предлогом никому не сообщать личные данные, кодовое слово, реквизиты карты и конфидециальную информацию с обратной стороны карты и коды из СМС.

2. Важно установить суточный лимит расходов на карте, не отвечать на подозрительные звонки и СМС-сообщения, не    перезванивать на незнакомые  номера, подключить СМС-информирование от своего банков.

3. Если сменили телефон, сообщите новый номер в ваш банк, заведите отдельную карту для покупок в Интернете, пользуйтесь бесконтактной картой через смартфон, проверяйте сумму перед оплатой.

4. Никогда не следуйте советам посторонних у  банкомата, не передавайте карту посторонним лицам, не выбрасывайте чек у банкомата после проводимой банковской операции. Немедленно блокируйте карту, если заметили подозрительную операцию с вашей картой.

5. Не поддавайтесь «выгодным» предложениям товаров в Интернете, не производите покупки с посторонних компьютеров и по системе Wi-Fi, защищайтесь от вредоносных программ.

6. В любой непонятной ситуации необходимо срочно самостоятельно позвонить в банк по официальному номеру и уточнить информацию у оператора. Если звонят из банка, финансовой организации или госоргана, уточните ФИО и должность звонящего и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию банка.

«В наши дни пренебрегать данными правилами, значит, подвергать себя реальному риску попасть в сети различного рода махинаторов, - отмечает полковник Валерий Горелых. – Об этом надо честно и открыто разговаривать с коллегами,  подрастающим поколением,  людьми пожилого возраста. И, конечно, быть более внимательными самим. В дом к бабушкам и дедушкам приходят или звонят по телефону под видом соцработников аферисты, важно чаще напоминать своим родным, что чужим людям нельзя открывать дверь квартиры и предоставлять какие-либо личные сведения. О всех подозрительных личностях для оперативного реагирования нужно сообщать по линии 02 или по круглосуточному номеру телефона доверия регионального полицейского главка: 8 (343) 358-71-61».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах