До Нового года ещё три недели, однако жители Свердловской области уже вовсю готовятся к празднику. Входные группы магазинов и учреждений украшают яркими гирляндами, закупают разнообразную вкуснятину, напитки и ёлочные игрушки, бронируют столики в кафе и ресторанах, строят планы на зимние каникулы. Как уральцы отмечали Новый год и Рождество в разные исторические эпохи — в материале «АиФ-Урал».
Гуляли целую неделю
Народные гуляния в дореволюционном Екатеринбурге длились с конца декабря (25 декабря — Рождество Христово по старому стилю) до начала января. Главным местом празднества был городской пруд, где ежедневно собирались толпы горожан. Перед домом олигарха Николая Севастьянова (ныне — проспект Ленина, 35) устанавливались большие деревянные горки, жители приходили туда с картонками и санками: катание было самым доступным новогодним развлечением. Там же, на пруду, торговали разнообразной снедью, разыгрывали представления с участием Петрушки и других популярных персонажей, открывали каток с прокатом коньков.
Другим любимым развлечением жителей было катание на лошадях. В сильный мороз горожане надевали по две-три шубы, брали с собой горячительные напитки и ехали на санях от Главного проспекта (ныне улица Ленина) до Верх-Исетского завода.
Общегородской ёлки в Екатеринбурге в то время не было, но их наряжали в образовательных учреждениях, на деньги попечителей, а также в домах зажиточных горожан. Деревца украшали игрушками и разнообразными сладостями (конфетами, пряниками, сахарными фигурками). Кроме того, часто на ёлку вешали свечи, в связи с чем на всякий случай рядом ставили вёдра с водой.
Корову — в лотерею!
В дворянских и купеческих особняках устраивали семейные спектакли на библейские и рождественские темы. Например, широкую известность приобрели ёлки в доме госпожи Евгении Тупиковой. Также организовывали благотворительные балы и лотереи в пользу бедных и детских домов, на которых разыгрывалось всё что угодно — от золотых и серебряных украшений до коров! К слову, бокал шампанского на таком балу мог стоить 500 рублей! Для понимания: в те годы за эти деньги можно было приобрести небольшой домик.
Ещё одной праздничной традицией был обычай наносить визиты (коллегам по службе, друзьям, родственникам), а также рассылать рождественские открытки.
Магазины Екатеринбурга накануне праздников делали огромную выручку. Разнообразную праздничную атрибутику (ёлочные игрушки, открытки, карнавальные костюмы, веера, маски, подарки на любой вкус) предлагал «Торговый дом братьев Агафуровых» — самый крупный городской универмаг. Большой новогодний ассортимент был в «Московском магазине игрушек С.В. Матвеева». Книгами для детей торговали в лавках семьи Блохиных и их конкурента В.И. Бабинова, а парфюмерией и ювелиркой — магазин И.Ф. Гагарина. Также горожане скупали алкоголь и деликатесы. Винно-гастрономический магазин М. В. Топорищева предлагал 16 видов шампанского, сёмгу, икру, элитные виды колбас.
Понятно, что все эти радости были доступны не всем: кому-то приходилось довольствоваться бесплатным стаканом сладкого чая и булочкой — на благотворительной ёлке, устроенной для бедноты меценатами.
Позорное явление?!
После Октябрьской революции рождественские торжества и гулянья мало-помалу сошли на нет. В Гражданскую людям было не до того, а во второй половине 1920-х власти начали масштабную кампанию по борьбе «с этим позорным явлением». Журнал «Безбожник у станка» (№12, 1928) писал: «Конечно, нет и не должно быть места ни ёлке, ни рождественским подаркам. Нашим детям мы можем доставить развлечение и удовольствие, не повреждая их мозгов и не покушаясь на их сознание. Мы должны прекратить этот гнусный обычай, не позволим марать советское знамя старорежимной грязью...»
Однако в 1935 году партийные органы внезапно одумались. Есть мнение, что всё изменилось после знаменитой речи Иосифа Сталина на Первом всесоюзном совещании стахановцев, где вождь сказал: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». 28 декабря в газете «Правда» вышла заметка под названием «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!» Конечно, речь шла не о Рождестве, а именно о Новом годе.
Уже через три дня, 31 декабря, в областной комсомольской газете «На смену!» опубликовали постановление ЦК ВЛКСМ «О проведении вечеров учащихся, посвящённых встрече нового 1936 года». И народ мгновенно подхватил эту инициативу: в зимние каникулы ёлки были организованы почти повсеместно. Это было триумфальное шествие Нового года по всей стране!
Так, 6 января 1936 года газета «Уральский рабочий» писала: «За пять дней в Свердловске продано уже около двух тысяч ёлок. Спрос на ёлки продолжает расти. Ёлку успешно спрашивают школы, детские сады, клубы, пионеротряды и сами родители».
А вот как описали в прессе подготовку к празднику в школе №9: «На ветвях ели не будут мигать восковые свечки, не будут качаться сусальные ангелочки. Ангелочки навсегда сданы в архив. Комсомолец Крупович В. и Маринкин Игорь электрифицируют ёлку. Уже готова проводка и 300 электрических лампочек. 300 огней зажгутся на ёлке и осветят, среди традиционных хлопушек и фонариков, модели аэропланов, дирижаблей, парашютов, фигурки ваточных спортсменов, экспонат „Челюскина“ во льдах, сделанный руками комсомолки Сусловой Оли...»
К слову, многие традиции праздника к тому времени были утеряны или запрещены, поэтому в СМИ начались диспуты — как правильно отмечать Новый год. В брошюре «Ёлка» (1936) читаем: «Как будто задача несложная, а между тем мы имели случаи антихудожественного, нелепого украшения: на ёлку высоко, на самом видном месте развешивали коробки с настольными играми (на верёвке), серые резиновые игрушки, голые целлулоидные куклы, кольца для салфеток и тому подобные „подарки“ детям».
Была критика и другого плана. Об организации отдыха в парке культуры журналист сообщал: «Детских коньков не хватает, лыжные соревнования проходят только один день, цены в буфете высокие, музыки нет, на катание на собачьих упряжках длинные очереди».
Между тем в декабре 1937 года произошло знаменательное событие: на главной площади Свердловска впервые в истории появилась общегородская новогодняя ёлка! Никаких украшений на ней не было, ледового городка также не строили. Но на городском пруду установили большую ледяную горку, которую горожане называли «катушка».
Посылки для фронта
К началу Великой Отечественной Новый год в Советском Союзе праздновали уже пять лет. В годы войны отмечать его на Урале не перестали, хотя время внесло в этот процесс свои коррективы. 15 декабря 1941 года вышло постановление Свердловского горкома ВКП(б) «Об организации массовой посылки индивидуальных новогодних подарков бойцам и командирам РККА». В первую очередь посылки предназначались землякам, которые воевали в составе частей Уральского военного округа. Они содержали тёплую обувь, одежду, бельё, полотенца, бритвы, продукты (колбасные и кондитерские изделия), табак, папиросы. На фронт в большом количестве отправляли пельмени, варенья, соленья и мёд.
Накануне праздника также было составлено «Новогоднее письмо трудящихся Свердловской области товарищу Сталину». (В составлении таких писем участвовали все без исключения предприятия и организации.) Уральцы брали на себя конкретные обязательства и давали клятву выполнить их к концу наступающего года. Письма обсуждались и принимались на собраниях трудовых коллективов, вывешивались на видном месте во всех цехах, в колхозах, в учебных заведениях. Они являлись своеобразной боевой программой, выполнение которой было делом чести каждого, были важнейшим «атрибутом» Нового года. Контроль за выполнением «клятвы» был строжайшим.
Один из новогодних отчётов уральцев товарищу Сталину был опубликован в газете «Красная звезда» 3 января 1943 года. Цитируем: «На пороге минувшего 1942 года мы поклялись Вам работать лучше и дать для фронта вооружения и боеприпасов в два-три раза больше, чем в 1941 году. Это обязательство было выполнено уже в первом полугодии. В полугодовом рапорте мы приняли новое обязательство: дать в оставшиеся месяцы вооружения и боеприпасов в полтора-два раза больше, чем в первом полугодии. Рады сообщить Вам, что и это обязательство выполнено».
И ещё: «Особенно в десятки раз увеличился выпуск одного вида боеприпасов. Очень уважают его наши фронтовики и ласково называют „Катюшей“. Ведь с его помощью они безжалостно стирают с лица земли фашистскую мразь».
Отчёт вождю содержал также стихи неизвестного автора:
Снарядами, танками, тоннами стали
Уральцы священную клятву держали.
Народная доблесть трудом обновляла
Старинную грозную славу Урала.
Дебют Бернеса
Но, конечно, не забывали и о детях. В «Уральском рабочем» 30 декабря 1941 года опубликована афиша «Встреча новогодних каникул школьниками Свердловска». В ней значатся массовые гуляния на площади 1905 года, стадионе «Локомотив» и стадионе «Пионеров и школьников» (ныне — стадион «Юность»), открытие ёлок, катков, танцы. Отдельный новогодний вечер устраивался для отличников учёбы. Ёлку с играми и танцами проводили ленинградские артисты эстрады, эвакуированные на Урал. Для детей собирались подарки: в небольшой кулёк клали пряники, леденцы и конфеты.
К концу 1943 года, когда в войне произошёл перелом, Новый год стал отмечаться шире и масштабнее. Проводились «Молодёжные карнавалы» со спортивной программой военной тематики: гимнастические упражнения с булавами, рукопашный бой — штык, рапира и бокс.
Малоизвестный факт: 30 декабря 1943 года в Свердловске состоялся эстрадный дебют артиста Марка Бернеса! На Урал он приехал в составе съёмочной группы фильма Сергея Герасимова «Большая земля». В то время весь город распевал песни из фильма «Два бойца». Бернес выступил на новогоднем концерте в Доме Красной Армии (Дом офицеров). Горячий приём в Свердловске настолько его окрылил, что он отправился с концертами по всему Уралу. Кроме того, в те дни в городе выступали выдающийся пианист Генрих Нейгауз и джазовый коллектив Уральского добровольческого танкового корпуса.
С ещё большим оптимизмом встречали свердловчане 1945 год — люди уже чувствовали приближение Победы. В ночь на 1 января в концертном зале Свердловской государственной филармонии прошёл «Большой вечер юмора и сатиры».
Новые традиции
После окончания Великой Отечественной войны Новый год окончательно закрепился как государственный праздник. В 1947 году 1 января объявили нерабочим днем. Праздник постоянно пополнялся новыми традициями, ритуалами и своей мифологией, в том числе благодаря кино. Например, легендарный фильм режиссёра Эльдара Рязанова привёл к тому, что у многих появился обычай 31 декабря ходить с друзьями в баню.
В эпоху СССР сформировался классический новогодний стол, который за тридцать пять лет после распада страны не сильно изменил свой состав. Холодец, оливье и селёдка под шубой, шпроты, шампанское и, конечно же, мандарины. При этом в обиход вошла фраза: «Не трогай, это на Новый год!»
Карнавальные наряды в большинстве советских семей делали сами. Использовали всё — марлю, вату, фольгу, картон, ленты и даже крышечки от молочных бутылок.
В 60-е в СССР начали набирать популярность синтетические ёлки, а в конце 1970 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев впервые обратился к жителям Советского Союза по телевидению. Примерно тогда же в Свердловске зародилась традиция возводить тематические ледовые городки. Поначалу их строили в основном из дощатых конструкций, но постепенно стали активно использовать лёд. Вырезали его на Верх-Исетском пруду, потом на Шарташе, а сегодня добывают на Северском карьере (там он чище всего).
Новый год и Рождство на Урале знавали разные эпохи. Какие-то традиции остаются неизменными в течении века, а какие-то меняются у нас на глазах. Например, в прошлом году ледовый городок в Екатеринбурге впервые был построен в Историческом сквере, а его место на площади 1905 года занял каток. Каким будет праздник в дальнейшем — зависит от нас самих, но нет никакого сомнения, что он всегда будет самым любимым праздником россиян.









«Жить стало веселее». 90 лет назад в СССР зародилось стахановское движение
Артефакт эпохи СССР. Почему Ан-2 стал автоматом Калашникова малой авиации
Дядюшка Хо. 70 лет назад Урал посетил создатель армии, победившей США
Лихие или святые? Екатеринбург возвращает себе статус столицы 90-х
Пацан из Дегтярска? 65 лет назад Урал посетил вице-президент США Р. Никсон