Жители Свердловской области продолжают вместе с «АиФ-Урал» формировать «Уральский полк». В редакцию приходят письма с рассказами о тех, кто фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны уверено шел к Великой Победе, о тех, кто приближал ее, работая в тылу.
На фронт ушел в 18 лет
«Наш отец – Михалев Сергей Федорович – участник Финской войны, старшина, командир танка, воевал на линии Маннергейма, был тяжело ранен, горел в танке, – пишет нам Галина Сергеевна Куцер (Михалева). – Долго находился на лечении в госпитале, получил инвалидность. Был награжден медалью «За отвагу». Во время Великой Отечественной войны работал начальником балластного карьера на станции Гравийный под Билимбаем. После войны и до выхода на пенсию работал грузоотправителем в Билимбаевском карьероуправлении.
Наш отец, Сергей Федорович, был умным, честным, тактичным и очень интеллигентным человеком, и это несмотря на 4 класса общеобразовательной школы. Впоследствии оканчивал различные курсы повышения квалификации.
Он родился и до конца своих дней прожил в д. Коновалово. Без преувеличения можно сказать, пользовался большим авторитетом и уважением среди односельчан и коллег по работе. К нему всегда за советом, помощью и поддержкой обращались люди. Был членом КПСС с 1940 года, депутатом сельского совета. Награжден многочисленными медалями как участник ВОВ. Имел звание "ветеран труда".
С нашей мамой, Михалевой Анной Михайловной, они прожили в браке 53 года, воспитали нас, четверых детей. Умер отец в 1990 году, прожив трудную, но честную, достойную и благородную жизнь.
Воевал и брат нашей мамы, Южаков Александр Михайлович 1925 г.р.. На фронт ушел в 18 лет, освобождал Польшу, Чехословакию и Победу встретил в Праге. Был ранен, награжден медалями и орденом ВОВ III степени.
Также воевал брат нашего отца, Бельков Александр Федорович. Прошел всю войну с первых дней и до Берлина, чудом остался жив и без единого ранения. О нем уже писали в вашей рубрике».
До сих пор ждет встречи…
Отрадно осознавать, что память о родных людях – фронтовиках – передается в уральских семьях из поколения в поколение. Вот, например, Ксеня Бирюкова рассказывает всем нам о своем прадеде.
«Мой прадедушка, Мироненко Александр Трофимович, был мобилизован в ноябре 1941 г. в 369-ю стрелковую дивизию, которая формировалась с лета 1941 года в Кургане в основном из призывников старших возрастов (35-40 лет). Писем от него не сохранилось, впрочем, как и фотографий военного времени.
Как нам удалось узнать впоследствии, в январе-феврале дивизия занимала оборону в окружении, отбивая многочисленные контратаки пехоты и танков противника, не давая ему возможность сомкнуть кольцо окружения в 20 километрах западнее Ржева.
К середине февраля дивизия выходит из окружения, составляя второй эшелон выходящих частей, выход из окружения закончился только к концу апреля 1942 года. Дивизия выходила мелкими группами. Из немецких сводок известно, что очень много пленных было из 369-й стрелковой дивизии.
В историческом формуляре дивизии этот период именуется так: «В период с 18.2. по 24.4.42 г. дивизия выполняла ряд частных боевых задач». Прадед, по официальным документам, «пропал без вести в апреле 1942 г под городом Ржев».
Прабабушка, Мироненко Марфа Максимовна, одна воспитала двух дочерей, не оставляя надежды вновь увидеть мужа, ведь даже строгая формулировка «пропал без вести» давала прадеду шанс выжить. Вот уже моей бабушке, Бирюковой Надежде Александровне, в девичестве Мироненко, 77 лет, и до сих пор она, кажется, ждёт встречи со своим отцом, не ощущая ни своего возраста, ни тяжести прошедших лет…»
Поделимся информацией
Письмо Эдуарда Кандыбенко отличается от тех, что приходят в адрес акции «Уральский полк». Но мы не задумываясь решили его опубликовать. С надеждой на то, что оно объединит людей, пытающихся добыть информацию о фронтовой судьбе родных и близких.
«Моя жизнь навечно связана с войной. Как написано в одном из моих стихотворений на военную тему: «…народился я в сорок проклятом, в этот самый счастливейший день». Было это 9 мая 1941 г. Поэтому «с этим днём я пожизненно связан». К сожалению, от отца, ушедшего на фронт, получившего ранение в 1942 году под Харьковом, прошедшего через плен и лагеря фильтрации, у меня есть единственная маленькая фотокарточка от моих кровных родственников. О его войне он детям ничего не рассказывал, время было не то.
В прошлом году мы с моим двоюродным братом-одногодком решили разыскать его отца, Домрачева Алексея Семёновича,который пропал без вести в мае 1942 года. Попытались разыскать архивные материалы в месте призыва, Невьянском РВК, в области, на сайтах «Мемориал» и «Подвиг народа».
Какое же это трудное дело! Оказалось, что о сотнях наших земляков в записях есть только материалы, полученные в результате подворовых обходов, проведенных в 1946 году и записанных в донесениях РВК в Министерство обороны.
Мы выписали из книги призывников 1941 г. Невьянского РВК несколько сотен имён по военно-учётной специальности ВУС 5, затем из них взяли тех, кто отправлялся из Невьянска одновременно 7 сентября 1941г. Насчитали таковых 40 человек. После нескольких месяцев поисков пришли к тому, что о большинстве из них нет даже сведений, куда они отправились. Единственный из них, Тархов (по призыву – Тырхов) Сидор Данилович 1902 г.р. из деревни Соседкова Пригородного района Свердловской области, был найден по сайту «Подвиг народа» как награждённый в 1985 г. ветеран войны.
Из информации, полученной на форумах, следует, что ВУС 5 (миномётчики малого калибра) готовились по программе в учебных лагерях (полках) в течение определённого времени перед отправкой. Здесь срок от призыва до отправки был 5-7 дней. Но никакой информации об отправке команд, учебных и военно-пересылочных пунктах, существовавших в области, мы найти не смогли. Люди как в воду канули. Поскольку писем у многих не сохранилось, не можем даже узнать, где воевал тот или иной солдат. Все отсылают в областной архив, ссылаясь на то, что исходные документы уже не существуют.
Сейчас у нас есть несколько адресов родственников солдат, призывавшихся одновременно, есть небольшие сведения из документов об их месте гибели, но нет уверенности, что это именно те люди, зачастую без имён и инициалов, с изменёнными фамилиями, но мы будем пытаться отыскать возможных однополчан.
Может быть, письмо немного не в тему, но просим, если у Вас есть такая возможность, опубликовать наш электронный адрес, вдруг окажется, что кто-то из живых родственников имеет какую-то информацию. А мы поделимся, что сумели накопать.
Со своей стороны поздравляем всех с праздником Победы!
С уважением, Эдуард Кандыбенко»