Примерное время чтения: 6 минут
194

В области прошли общественные слушания по проблемам электричек

предоставлено пресс-службой СвЖД

Вчера в Екатеринбурге Общественная палата Свердловской области провела общественные слушания, посвящённые сохранению транспортной доступности в пригородном железнодорожном сообщении. В них участвовали представители государственных и муниципальных органов власти, науки и общественности, Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», пригородных пассажирских компаний.

Проведение слушаний было связано с  необходимостью сохранения существующей (минимально допустимой) маршрутной сети на территории Свердловской области, а также с организацией летних пассажирских железнодорожных перевозок.

По данным СвЖД, в 2013 году по территории Свердловской области было перевезено порядка 15 млн пассажиров в 257 пригородных поездах. Для сравнения, в 2008 году этот показатель составлял 25 млн пассажиров при маршрутной сети 355 поездов.

По словам самих железнодорожников, снижение перевозки пассажиров связано в первую очередь с постоянным (на протяжении пяти лет) сокращением маршрутной сети. Не стал исключением и 2014 год. С 1 января по решению Правительства Свердловской области маршрутная сеть была сокращена до 233 поездов (24 пригородных  поезда перестали  курсировать совсем), а у 109 составность сократили до 4 вагонов.

Как результат, у ряда поселков оказались нарушены транспортные связи с крупными населенными пунктами, возникли трудности проезда в школы и больницы. Железнодорожники уверены: каждая отмена поезда или сокращение составности приводит к социальному напряжению – ведь автобусные маршруты не  позволяют перевезти всех пассажиров.

Как пример, отмена одного пригородного поезда из шести вагонов вместимостью 720 пассажиров требует ввода дополнительно как минимум 15 автобусов или 30 микроавтобусов. При этом, по данным опроса ВЦИОМ, 85% пассажиров отрицательно относятся к замене пригородных поездов на автобусы.

Концепция «электрички»

На слушаниях заместитель начальника СвЖД  Петр Эсаулов напомнил, что в марте 2014 г. Правительство РФ одобрило Концепцию по развитию пригородного сообщения, где были закреплены обязанность и ответственность субъектов федерации как заказчиков формирования маршрутной сети. Согласно этой концепции, заказчик пригородных перевозок обязан через свои региональные энергетические комиссии или департаменты тарифного регулирования устанавливать тарифы для населения - с учетом его платежеспособности и сохранения транспортной доступности.

При этом субъект РФ должен в полной мере предусматривать в региональном бюджете компенсацию выпадающих доходов пригородных компаний. В свою очередь, федеральный бюджет берет на себя компенсацию затрат РЖД на содержание инфраструктуры пригородного комплекса. В течение 15 лет предполагается выделение по 25 млрд рублей ежегодно (при фактических затратах за 2013 год более 33 млрд рублей). Эти средства будут выделяться при условии, что субъекты РФ предусмотрят полную компенсацию перевозчику выпадающих доходов от регулирования тарифов на пригородные перевозки. В целом данные  меры позволят сохранить пригородные перевозки в России.

А деньги где?

Участники слушаний пришли к выводу, что сегодня заказчик перевозок (правительство области) производит формирование маршрутной сети исходя из объемов субсидий, предусмотренных бюджетом, а не из принципа сохранения транспортной доступности. Вместе с тем регионам рекомендовано для финансирования перевозок использовать поступления от налога на имущество, который уплачивает ОАО «РЖД».

На 2014 год в бюджете  Свердловской области на транспортное обслуживание населения ж/д транспортом пригородного сообщения  предусмотрена компенсация для ОАО «Свердловская пригородная компания» (СПК) 943,48 млн рублей. Однако, в соответствии с заключением РЭК, объем компенсации выпадающих доходов от организации пригородных перевозок (возникающих вследствие государственного регулирования тарифа) на территории области составляет 856,93 млн рублей, что обеспечит покрытие убытков перевозчика только на 82%.

При этом Соглашение о субсидировании с ОАО «СПК» подписано на сумму 767,62 млн рублей (уровень покрытия 73%). Это меньше определенной РЭК суммы по причине существования лимитов расходования бюджетных средств. Предусмотренных сумм недостаточно даже на организацию пригородного сообщения в запланированных на 2014 год объемах.

Кроме того, остро стоит вопрос организации летних пассажирских железнодорожных перевозок. Утвержденная правительством составность электропоездов не позволяет обеспечить перевозку населения на популярных направлениях, где наполняемость даже в низкий сезон близка к критическому уровню.

Без пробок и ДТП: миф или реальность?

Как отметил Петр Эсаулов, необходимые для компенсации выпадающих доходов перевозчику суммы в бюджете Свердловской области больше, чем  в соседних регионах, потому что и сама маршрутная сеть (количество электричек, частота их курсирования и др.) многократно превышает данные по другим регионам. При этом остальные регионы в границах СвЖД (ХМАО, Тюменская область, Пермский край) обеспечивают перевозчику полную компенсацию выпадающих доходов.

В ходе выступлений было отмечено, что доступный пригородный железнодорожный транспорт решает важные государственные и социальные задачи, обеспечивая  мобильность населения, развитие экономики и рынка труда. Его неоспоримые преимущества - массовость, всепогодность, экологичность и безопасность. Электрички не стоят в пробках и не попадают в ДТП, не разрушают автодорожное покрытие, не выделяют в воздух углекислый газ; при соответствующем финансировании позволяют передвигаться с комфортом  (современные вагоны, климат-контроль, туалеты, Wi-Fi), обеспечивая высокие скорости и низкие цены.

Итог слушаний, на котором сошлись и общественность, и эксперты, был таким: субъекты Российской Федерации должны принять все меры по недопущению ухудшения транспортного обслуживания населения и полной компенсации перевозчикам потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки. Также необходимо  предусмотреть дополнительные средства в бюджете Свердловской области для увеличения составности пригородных поездов на летний период. Так, при принятии решения по увеличению составности у 59 поездов потребуется дополнительно 37,6 млн рублей.

По итогам общественных слушаний в целях сохранения и развития пригородных железнодорожных перевозок было решено продолжить взаимодействие с Правительством РФ по совершенствованию законодательства.

Правительству Свердловской области предложили проводить взвешенную политику в вопросе организации транспортного обслуживания в пригородном железнодорожном сообщении в части определения объема маршрутной сети и уровня тарифов для граждан; инициировать увеличение составности пригородных поездов на летний период на востребованных направлениях, с обеспечением субсидирования дополнительно возникающих у перевозчика выпадающих доходов. И, наконец, принять необходимые меры по полной компенсации выпадающих доходов ОАО «СПК» от регулирования тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом на 2014 год и некомпенсированные потери по итогам 2013 года.

Справка

Во всех странах пригородный транспорт поддерживается органами власти. По мнению экспертов, обеспечить безубыточность ППК исключительно усилиями менеджмента, без государственной поддержки невозможно. В Канаде, например, финансирование капитальных и текущих затрат по городскому транспорту осуществляют только региональные власти. В Норвегии перевозчики не оплачивают инфраструктурную составляющую, в Швеции, Нидерландах, Финляндии, Италии перевозчиками оплачивается не более 10% инфраструктуры. В Германии – 6/7 выпадающих доходов компенсируется государством.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах