Мы уже писали о грядущем повышении тарифов для льготников Екатеринбурга, которые пользуются услугами общественного транспорта. По словам заместителя главы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгения Липовича, пойти на такие непопулярные меры администрация города решила после заседания рабочей группы при Законодательном Собрании Свердловской области. По словам чиновника, эксперты, рассмотрев причины плачевного состояния городского общественного транспорта, предложили несколько вариантов: оптимизировать маршрутную сеть, снизить социальную нагрузку на транспортные предприятия и пересмотреть тарифный план.
Однако сами депутаты категорически отвергают попытку переложить ответственность на них.
– Рабочая группа при областном парламенте действительно рассматривает ситуацию с городским транспортом Екатеринбурга, – рассказывает Дмитрий Ионин, депутат Законодательного Собрания Свердловской области. – Предложения по тому, как можно решить эту проблемы, были разные – оптимизировать маршрутную сеть, снизить социальную нагрузку на транспортные предприятия, более эффективно использовать возможности платной рекламы на бортах автобусов, троллейбусов и трамваев. А вот по поводу изменения тарифного плана никаких предложений не поступало. Это уже домыслы самих чиновников мэрии.
По законам советского времени
Но даже если бы такое предложение было – почему мэрия выбрала из всех вариантов тот, который сильнее всего ударит по самым необеспеченным горожанам? Не логичнее, эффективнее, наконец, не гуманнее было бы пойти по другому пути – найти и устранить корень зла? Ведь проблема системна, и повышать тарифы – значит бороться (притом далеко не лучшим образом) с симптомами, а не с причиной болезни.
Как говорят эксперты, ни для кого не секрет, что транспортная схема в Екатеринбурге давно устарела. В советское время главной задачей ее было обеспечить пассажиропоток на крупные заводы, где работали тысячи и десятки тысяч человек, и отвезти людей обратно. Сегодня все изменилось. Многие важные транспортные узлы исчезли или поменяли свою значимость, появились десятки и сотни новых. Сама транспортная сеть сегодня должна быть намного более развернутой, насыщенной, сложной. Но… какой именно?
Проблема в том, что никаких крупных исследований пассажиропотока в городе не проводится, куда идти и что делать – непонятно. Как можно в таких условиях справиться со столь сложной проблемой?
Будущее – за общественным транспортом
Еще одна задача, которую, по словам экспертов, должны решить чиновники мэрии – сделать общественный транспорт в уральской столице привлекательным для всех категорий горожан.
– То, что у нас транспортом пользуется большой процент льготников – это говорит вовсе не о том, что этих льготников нужно каким-то образом заставить больше платить. А в первую очередь о том, что у нас неправильная транспортная политика. Автобусами, троллейбусами, трамваями, по сути, пользуются только льготники. А для остальных общественный транспорт стал непривлекательным, – убежден заведующий кафедрой автомобильного транспорта Уральского государственного лесотехнического университета Борис Сидоров.
Что же делать? Ответ, к счастью, давно известен и опробован во многих крупных городах всего мира – отдать приоритет в городе общественному транспорту. Какие развязки ни строй, как ни расширяй парковки и дороги, они все равно никогда не смогут вместить миллионы частных машин – тем более что число их будет постоянно расти. Общественный транспорт в этом отношении гораздо эффективнее.
Другое дело, чтобы люди пересели с личных автомобилей на автобусы, троллейбусы и трамваи, сотрудники мэрии должны сделать их удобными, современными, чистыми, добиться, чтобы они ходили регулярно и без задержек, и при этом не простаивали в бесконечных пробках. Конечно, это задача непростая – но не выполнив ее, не решить и главную транспортную проблему уральской столицы. Увы, но пока городские чиновники в этом отношении большого энтузиазма не проявляют. Да и неудивительно – ведь поднять тарифы куда как проще…