Народная мудрость гласит: «Раз в год и палка стреляет». А уж если у вас дома, на работе или в бардачке автомобиля хранится настоящее, пусть и разрешённое оружие, тут уж держи ухо востро. Увы, сегодня реальное количество «стволов» на руках уральцев не поддаётся никакому подсчёту, а использовать его свердловчане стали всё чаще и чаще...
Люди в шоке
Возможно, этот инцидент так и не стал бы достоянием широкой общественности. Однако спустя 10 дней пострадавший скончался в реанимации. У него остались жена, две дочери. И вы удивитесь, но «крутой стрелок» Гаджиев всё это время находился на свободе! Только на прошлой неделе правоохранители, в том числе под давлением общественности, арестовали его и предъявили обвинение по статье 105 УК РФ (убийство).
Конечно, очень хочется надеяться, что суд и следователи во всём разберутся, а виновный понесёт справедливое наказание. Тем более, что это резонансное дело уже взял под свой контроль заместитель генпрокурора по УрФО Юрий Пономарёв. Но проблема здесь в том, что информация о таких или подобных ЧП сегодня поступает фактически ежедневно!
Недетские игры
Увы, свердловчане всё чаще используют охотничье, травматическое, газовое, пневматическое, а то и боевое оружие для разрешения самых банальных и обыденных бытовых конфликтов: на улице, на дороге, в общественном транспорте, в заведениях общепита и даже у себя дома!
Так, абсолютно дикий семейный конфликт произошёл на днях в селе Манчаж. Местный пенсионер, страдая от «безответной любви» к бывшей сожительнице, расстрелял из охотничьего ружья зятя и невестку, а потом захватил женщину в заложницы. Интересно, что раньше виновник кровавой бойни работал на агроферме, не был судим, алкоголем не злоупотреблял и до этого случая характеризовался вполне положительно. Однако теперь дебоширу грозит до 20 лет лишения свободы.
Кстати, ружья и пистолеты -далеко не всё, что используют свердловчане для решения своих проблем. В конце октября весь Эльмаш переполошил мощный взрыв, прогремевший в одном из домов. По предварительной версии, обитатели квартиры пытались выяснить отношения при помощи гранаты РГД. В результате погибли мужчина и женщина. Напомним, что в результате использования такой же гранаты в кафе Тугулыма в марте этого года пострадало 17 уральцев!
Показательно, что в «игры» с оружием всё чаще втягиваются дети. Ведь если охотничье, травматическое и газовое оружие требует получения разрешения, то та же пневматика в магазинах - в свободном доступе. Подростки, насмотревшись боевиков, покупают духовые винтовки и пистолеты, а уж во что (в кого!) пострелять - всегда находится. В октябре вооружённые детишки несколько раз обстреливали общественный транспорт в Екатеринбурге и Верхней Пышме. А в Краснотурьинске местная ребятня из пневматики в марте ранила в голову учительницу. По свидетельству пострадавшей, после выстрела подростки… заржали.
Вообще, сколько уральцы хранят оружия у себя дома - одному Богу ведомо. Недавно у жителя Екатеринбурга Алексея Гусева сыщики изъяли 7 самодельных бомб, 11 боевых гранат, килограмм аммонита, пистолет и более 800 патронов. И это ещё «мелочь»! В начале ноября житель Тагила нашёл на улице предмет, оказавшийся… ступенью ракеты «Атака» от вертолётного противотанкового комплекса «Штурм». Вот такие пироги.
Вершина айсберга
Между тем правоохранители признают: чёрный рынок оружия на Среднем Урале вполне себе процветает. В пресс-службе областного полицейского главка «АиФ-Урал» сообщили, что к концу октября на Среднем Урале зафиксировано 282 преступления, связанных с незаконным оборотом оружия. А по данным Генпрокуратуры РФ, рост таких злодеяний наблюдается с 2011 года. Официально на территории региона зарегистрировано более 150 тысяч единиц оружия (нарезного, гладкоствольного, травматического, газового). Но, вероятно, это только вершина айсберга.
«Ценности» демократии
Роман Ищенко истинную цену жизни знает, как никто другой. За его плечами - война на Северном Кавказе, смерть товарищей, тяжёлое ранение. После демобилизации он дал себе слово - никогда больше не брать в руки оружие. Сдержать его не получилось.
- Я даже своим детям, двум пацанам, никогда не покупал игрушечные автоматы-пистолеты. Война - не то, во что должны играть дети, - рассказывает Роман. - Но два года назад я понял - каждый сам за себя! Если ты себя и своих близких не защитишь, никто этого не сделает.
В тот летний день жена Романа прибежала с сыновьями домой в страхе. Три пьяных в стельку мужика затеяли разборку прямо на детской площадке - бились не на жизнь, а на смерть. Роман выскочил во двор, попытался их утихомирить и выгнать, но силы оказались не равны. Троица запинала бы его до смерти, если бы на подмогу не выскочил сосед.
- Женщины сразу же вызвали милицию, но никто тогда так и не приехал, - рассказывает Роман. - После этого случая двор у нас долго пустовал, все боялись гулять там с детьми. А я в итоге купил «травмат». Я должен быть уверен, что смогу защитить свою семью. Но по большому счёту это неправильно. Понятно, что применю оружие только в случае крайней необходимости. Вот только не уверен, что кто-то другой не сможет использовать свой «арсенал» не для защиты, а для нападения.
- Желание человека быть защищённым - вполне естественно. Но поскольку система не может дать этого людям, они вооружаются, - считает настоятель храма Большой Златоуст, протоиерей Алексей Кульберг. - Плюс к этому мы слепо копируем «ценности» заокеанской демократии, в том числе право на свободное ношение оружия. Кстати, до революции и в России можно было иметь его при себе. Так вот, желание иметь оружие у людей есть, а культура обращения с ним отсутствует. Отсюда - применение оружия, не соответствующее остроте ситуации, тяжёлые травмы, увечья.
- Ощущение беспомощности, неверие в государственные структуры, которые должны нас защищать, не единственная причина того, что сегодня люди вооружаются и устраивают самосуд, - говорит психолог Ольга Селькова. - Немаловажную роль играет и нарастающая в обществе агрессия. Люди не уверены в завтрашнем дне, не чувствуют удовлетворённости, естественно, накапливается агрессия. Наличие оружия в какой-то мере дает ощущение уверенности и силы. В то же время люди постепенно теряют способность словесного разрешения конфликтов. Зачем использовать аргументацию, когда в твоих руках главный аргумент - оружие? Победит тот, кто сильней. Мы скатываемся к варварскому обществу. Если процесс вооружения пойдёт по нарастающей, последствия могут быть трагичными. И самое страшное произойдёт, когда оружие будет попадать в руки детей. Ребёнок видит, как его «крутой» папа размахивает «травматикой» направо и налево, будет копировать его поведение. Но, если у взрослых всё же есть останавливающая мотивация и они осознают ответственность за свои поступки, то у детей этих «тормозов» нет.
Путь в никуда
Старший научный сотрудник института геофизики УрО РАН Александр Гуляев:
- Считаю, что легализация оружия - путь в никуда. В нашей стране и с нашим уровнем культуры у населения это приведёт к большому количеству человеческих жертв.
Я хожу по улицам города и практически не вижу полицейских. Непонятно, кто сегодня следит за порядком.
Вот такая у нас нерадостная примета времени. Кругом творится самый настоящий бардак. После перестройки преступность в нашей стране выросла в десятки раз, атмосфера в обществе изменилась. По улицам сегодня в тёмное время суток невозможно пройтись спокойно. К вам обязательно подойдут. Могут и по голове дать.
Необходимо как можно скорее наводить порядок. Полицейским я не верю. Да и народ им не доверяет, поэтому и вооружается. Если в советское время у силовиков была установка в первую очередь не расследовать преступления, а их предотвращать, то сегодня такие задачи им никто не ставит. Лично я нашим доблестным стражам правопорядка не доверяю и не понимаю - за что они получают свои зарплаты.
Александр Бурков, депутат Госдумы РФ:
- Случай в Екатеринбурге в очередной раз подтверждает, что наличие травматического оружия в руках человека может приводить к трагедиям и что необходимо ужесточать контроль. Как минимум ужесточать проверку личности претендента на лицензию. Для получения «травматики» сегодня по-прежнему нет никаких особых преград. Не секрет, что любой желающий, дав взятку, может получить разрешение на «ствол» чуть ли не в тот же день. К чему это приводит? К тому, что не по разу отсидевшие за разбой и драки дебоширы вполне официально получают в руки оружие, иногда даже не погасив судимость!
Смертельно опасное оружие стало легкодоступным для преступных элементов. Их логика проста: чтобы быть «крутым», надо иметь «ствол». Я не хочу, чтобы на наших улицах воплощались сцены из западных боевиков. А мы пока сами вооружаем тех, кто завтра будет по нам стрелять. Поэтому я убеждён: единственный на данный момент выход - полностью запретить хранение и ношение травматического оружия гражданскими лицами. Если правоохранительные органы сегодня не в состоянии контролировать - кому выдаются разрешения на смертельную «травматику», значит надо вообще этот вопрос закрыть до лучших времён.
Многие сегодня не осознают высокую степень опасности этого оружия. Некоторые его воспринимают едва ли не как водяной пистолет и даже не предполагают, что нанесённые травмы могут быть смертельными.
Дано не всем
Марина Антропова, председатель регионального отделения Стрелкового союза России:
- Право носить оружие должны получать только те, кто прошёл курсы обучения. Кто получил определённые навыки. Кто понял, что основные правила стрельбы заключаются в том, чтобы не направлять оружие на человека. Во время тренировок сразу видно - кому можно стрелять, а кому нет. Последних необходимо отсеивать, потому что стрелять дано не каждому. Нервная система ведь у всех разная.
Я считаю, что запрещать ношение оружия неправильно. Кому сильно надо, тот всегда найдёт способ его купить. Но культуру обращения с оружием необходимо прививать.
Теряем лицо
Евгений Бунтов, ветеран афганской войны, писатель:
- Главная причина конфликтов - не в наличии оружия, а в том, что мы теряем человеческое лицо.
Сказывается уход от традиций и потеря национальных корней. Мы не бережём женщин, не защищаем детей и не уважаем стариков. Напротив, при первом же случае кидаемся друг на друга. Безусловно, лёгкая доступность оружия провоцирует на его лёгкое использование. Если у меня есть пистолет на поясе, значит я буду его использовать - для этого оно и предназначено. Определённо, не нужно направо и налево раздавать всем оружие, но одним ужесточением мер вопрос не решить. К проблеме нужно подходить комплексно. Преступник всегда имеет под рукой оружие, и никакие законы ему не писаны.
Наверное, если бы наши стражи правопорядка могли успешно решать эту проблему - защищать своих граждан, те бы не взяли её решение на самих себя. Сегодня приобрести травматический пистолет - это как поставить на охрану квартиру или гараж, то есть обезопасить себя.
Почему сейчас детская преступность очень высокая? Да потому, что насмотрятся фильмов, где с лёгкостью стреляют, режут и убивают, а потом удивляются: почему в кино, если его ударили трубой по голове, он встал и пошёл. А в жизни - остался на земле лежать, а потом взял и умер. СМИ и кино несут определённый воспитательный момент. А вы посмотрите, что мы пропагандируем?