Кировский районный суд Екатеринбурга принял решение взять под стражу екатеринбургского бизнесмена Ришада Гаджиева, который, по версии следствия, расстрелял из травматического пистолета сотрудника института химии твердого тела УрО РАН прямо на остановке общественного транспорта в оживленном районе уральской столицы. Спустя полторы недели один из пострадавших - 56-летний Олег Шепатковский - скончался в больнице.
Стрельба на остановке
Когда мужчина вернулся с покупками, ученые сделали ему замечание, что он нарушает правила дорожного движения. Водитель внедорожника дошел до автомобиля, положил купленные продукты, достал травматический пистолет и открыл стрельбу. Инцидент произошел на глазах многочисленных свидетелей. После стрельбы мужчина сел в автомобиль и уехал с места происшествия. Спустя 10 дней один из главных участников конфликта, Олег Шепатковский, скончался в больнице. У него остались жена, две дочери, внуки. Его коллега Владимир Кузнецов не пострадал.
Любитель выпить
На следующий день после происшествия мужчина, устроивший стрельбу, сам явился в полицейский участок и написал заявление о нападении на него неизвестных. Стрелком оказался 35-летний Ришад Гаджиев, уроженец Дагестана, хозяин двух екатеринбургских строительных компаний, ООО СМУ «Универсал» и ООО «Гольф-парк». Он был отпущен из отделения под подписку о невыезде.
Когда о происшествии стало известно общественности, то предприниматель в беседе с журналистами уверял, что застрелил свою жертву в процессе самообороны. Дескать, ему уже давно угрожали партнеры по бизнесу и требовали, чтобы он отдал половину акций одного из своих предприятий.
«Их там было не двое, а четверо, – утверждал Гаджиев. – Еще двое спрятались за остановкой, когда заметили, что я за ними наблюдаю».
Правда, Гаджиев не смог пояснить, как ученые связаны с его друзьями-предпринимателями, которые якобы и организовали покушение.
Многочисленные свидетели нападения также эту версию бизнесмена не подтвердили. При этом очевидцы стрельбы отмечают, что в руках у Шепатковского было пиво и он был нетрезв. Факт того, что сотрудник института выпивал, косвенно подтверждается его данными о штрафах за нарушение правил дорожного движения, которые есть в базе областной ГИБДД. Он неоднократно привлекался к ответственности за нарушение ПДД, в том числе за вождение в пьяном виде.
Общая распущенность
Олег Шепатковский окончил Уральский государственный университет по специальности «Радиационная физика твердого тела», связанной с работой АЭС. Всю жизнь посвятил фундаментальной науке – работал в институтах Уральского отделения РАН и Уральском политехническом институте.
В группе члена-корреспондента РАН Виктора Кожевникова, которая создавала установки и методы напыления для получения медицинского инструмента со специальным покрытием, Шепатковский провел важное исследование. В результате группе удалось сделать большую партию инструмента для Российского научного центра «Восстановительная травматология и ортопедия имени Илизарова» в Кургане. Инструмент получил блестящие отзывы. Ученым также удалось добиться и лучших характеристик пленок и покрытий из инертного биосовместимого материала – нитрида титана – на спицы аппарата Илизарова.
Убийство в центре города вызвало настоящий переполох в академическом сообществе.
Как рассказал «АиФ-Урал» глава УрО РАН Валерий Чарушин, в академии будут пристально следить за расследованием этого уголовного дела: «Естественно, всем нам небезразлична гибель нашего коллеги. Случай – вопиющий, из ряда вон выходящий. Мы уже разговаривали по этому поводу с президентом Российской академии наук Владимиром Фортовым, и я с ним согласен: это ЧП нельзя пускать на самотек. Дело даже не в том, что погиб наш коллега, ученый, химик. Был убит человек – вот что важно».
Старший научный сотрудник института геофизики УрО РАН Александр Гуляев и вовсе заявил, что сегодня на улицах российских городов творится настоящий бардак.
«Хочу сказать, что народ сегодня обнаглел, ездят по тротуарам, по трамвайным путям на дорогих машинах и не боятся, что им за это что-то будет, – говорит Гуляев. – Этому шакалу сделали замечание, а он в ответ открыл стрельбу. Скажу, что в обществе сегодня общая распущенность, поэтому необходимо наводить порядок. Но кто его будет наводить? Я хожу по улицам города и практически не вижу полицейских. Непонятно, кто сегодня следит за порядком. Вот такая у нас нерадостная примета времени».
Новый год в СИЗО
Изначально по факту полицейскими было возбуждено уголовное дело по части второй статьи 111-й УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Ришад Гаджиев проходил по делу как главный подозреваемый. После смерти Шепатковского материалы направили в следственный отдел по Кировскому району. Дело было переквалифицировано на статью 105 УК РФ (убийство из хулиганских побуждений).
Несколько дней назад в Кировском районном суде решалось, какую меру пресечения избрать в отношении Гаджиева. Судья принял решение взять его под стражу, и ближайшие два месяца – до 19 января 2015 года – стрелок проведет в СИЗО №1 Екатеринбурга. На суде Гаджиев просил, чтобы его оставили под подпиской о невыезде, что пистолет он достал исключительно из-за самообороны. Обвиняемый уверял, что не собирается сбегать от правосудия. Однако судья не прислушался к его словам.
Кроме того, в ходе расследования выяснилось, что пуля попала погибшему в затылок. Это обстоятельство также сыграло не в пользу Гаджиева.
«У нас есть основания полагать, что выстрел в затылок Гаджиев произвел умышленно, - заявил заместитель прокурора Кировского района Михаил Осокин.
«Назначен комплекс необходимых экспертиз, в том числе судебно-медицинская и судебно-баллистическая, – говорит помощник руководителя СКР по Свердловской области Максим Чалков. – Нам предстоит выяснить, как именно пуля попала в затылок погибшего. Необходимо также подтвердить данные, что в драке участвовало три человека – обвиняемый и двое мужчин, один из которых позднее скончался».