Отвечаю им, что уже заканчивать пора в таком возрасте, а не начинать», – говорит старший тренер сборной Свердловской области по горнолыжному спорту Виталий Сергиенко.
Быстрая прибыль
Алексей Заякин, «АиФ-Урал»: Виталий Валентинович, горнолыжный сезон в самом разгаре. Наши ребята в сборных командах по возрастам на хорошем счету?
Виталий Сергиенко: Мы достойно выглядим на российской арене. На спартакиадах всегда попадаем в призеры как в командном, так и в личном зачете. Есть у нас неплохие ребята, которые уже стучатся в двери сборной России. Но, к сожалению, наши Уральские горы по своему рельефу не подходят для достижения высоких результатов. При этом критерии попадания в сборную страны очень высокие. Сборы мы вынуждены проводить за рубежом, хотя хорошие горы есть и у нас в стране. Но, например, на Эльбрусе заинтересованы в развитии туризма, а не горнолыжного спорта. Им там проще собрать денег с туристов за канатную дорогу, чем подготовить трассу для сборной той же Свердловской области. Прекрасные склоны есть на Камчатке, но туда далеко лететь, и проживание стоит бешеных денег. Та же ситуация с олимпийской трассой в Сочи. Дешевле скататься в Европу.
К сожалению, из-за недостаточного финансирования вывезти мы можем ограниченное количество спортсменов. Да и трассы для тренировок им достаются из-за низкого рейтинга по остаточному принципу. Отсюда страдают результаты. Пока наши ребята, Максим Стуков, Андрей Ушаков, дотягивают только до уровня Кубка Европы.
– В горнолыжном спорте у России вообще слабые традиции. Как вы думаете, почему в олимпийском виде мы так плохо выступаем?
– Горнолыжный спорт – недешевое удовольствие. Может, стоит сделать его более доступным, чтобы ребята потянулись в секции?
– В развитых европейских странах нет бесплатных секций. Родители платят от 200 до 300 евро в месяц. И только когда ребенок начинает показывать результаты, местные клубы и федерации могут внести за него плату для участия в каких-то престижных соревнованиях. У нас же школы хоть и бесплатные, но мы не можем купить для спортсменов несколько пар лыж, горнолыжные костюмы. Эти расходы ложатся на плечи родителей. Еще одна важная проблема – крохотные зарплаты тренеров. Когда человеку говорят: «Набери сто детей и тренируй их за 20 тысяч рублей», то он просто разворачивается и уходит. За те же деньги он может спокойно стоять в магазине в тепле и продавать лыжи. Те же фанатики – а по-другому я не могу их назвать, – кто остается тренировать, я считаю, сильно недооценены. К примеру, перспективный ребенок занял на российских стартах пятое место. Нам говорят: «Это слабый результат, не в тройке» – и нет никаких премий. Десятые места никого не устраивают. Люди обижаются. Когда приходит пора просить денег на сборы, то часто я слышу следующее: «Ты должен сам найти тех людей, кто будет заинтересован дать тебе денег». Прихожу я к бизнесменам, а мне говорят: «У нас кризис. Мы рабочих увольняем, а ты тут со своими горными лыжами».
Работа на массовость
– Есть ли сегодня среди подрастающего поколения звездочки, которые могут вырасти в больших мастеров в будущем?
– Часто приходилось слышать от родителей, что они не отдают детей в горнолыжный спорт из-за его травмоопасности. Дескать, не хотим растить потом инвалидов.
– Горные лыжи – это, конечно, не плавание и не шашки. Травмы случаются, но, как правило, на профессиональном уровне, когда человек движется на максимальной скорости. Всем говорю, начинать любые занятия необходимо с инструктором. Не ехать с крутой горы за условным другом Петей, который якобы профессионал и все объяснит. Как правило, такие спуски заканчиваются падениями, травмами, и физически здоровые ребята разочаровываются в горных лыжах, считают, что этот вид спорта не для них. Инструктор хотя бы научит управлять лыжами и подскажет, как остаться здоровым на склоне.