В минувшую пятницу губернатор Мишарин принимал гостей - эксперта по психологии детства Александра Лобока и телеэрудита Анатолия Вассермана. Участники обсуждали создание на Урале «Школы нобелевского резерва» - системы отбора и поддержки талантливых детей.
Корреспондент «АиФ-Урал» встретился с Анатолием Александровичем, чтобы узнать о проблемах школьного образования.
- АиФ-Урал: Какие у вас впечатления от области?
- Впечатления от губернатора очень приятные, как, впрочем, и при первой встрече. В интернете ходили замечательные рассказки о том, как известный политтехнолог Вассерман ищет себе новое поле деятельности, и в связи с этим встречался с губернатором Свердловской области. Во-первых, я не политтехнолог, а полит-консультант. То есть, я время от времени участвую в предвыборных кампаниях, но основная моя задача – предлагать долгосрочные стратегии, нацеленные на успех деятельности в целом. Но независимо от этого, насколько я могу судить, Александр Сергеевич в моих услугах не нуждается. От «наездов» оппонентов он вполне успешно отбивается сам, и отбивается не столько чисто политическими методами – как ни крути, а область – одна из лучших в стране. Когда я полез в интернет, то обнаружил, что хотя область чуть ли не самая урбанизированная в стране, потребности по мясу, молоку, яйцам полностью покрываются собственным производством. Что меня больше всего поразило, так это то, что потребности по пшенице покрываются местным производством.
Кроме того, недавно я говорил на интернет-канале о реиндустриализации, и наилучшие показатели в этом процессе по стране показывают два субъекта – Московская и Свердловская области. Причина в том, что в этих регионах наилучшим образом сочетаются наука и производство, которые формировались еще в советское время.
- О чем вы говорили с губернатором Мишариным?
- Я и профессор Александр Михайлович Лобок были у губернатора, чтобы обсудить реальные задачи по воплощению «Школы нобелевского резерва».
За последние годы мы умудрились разбарить тот драгоценный опыт, который был накоплен в рамках системы физико-математических школ. Во-вторых, с тех пор появилось множество технических возможностей, в том числе и интернет, и пока еще толком не осмыслено, как их наилучшим образом применять. Поэтому ясно, что концепцию придется дорабатывать непрерывно. На мой взгляд, это не слабость, а наоборот сила. Мы не замыкаемся в твердых рамках, а вырабатываем нечто действительно новое.
- В чем общий принцип «Школы нобелевского резерва», и какие шаги предпринимаются для ее реализации?
- Как известно, в советские времена была создана система «Школ олимпийского резерва», куда отбирали детей с наилучшими спортивными задатками. О достижениях этих школ известно всем, но менее известно, что с их появлением вообще поменялась работа по преподаванию физкультуры в обычных школах, поскольку, грубо говоря, чтобы выявить наиболее одаренных, нужно было усиленно тренировать всех. Соответственно, концепция школ олимпийского резерва предполагала не только создание самих заведений, но и усиление физического воспитания во всей системе общего образования. Аналогичным образом мы полагаем, что суть «Школ нобелевского резерва» не столько в том, чтобы отобрать лучших и усиленно их натаскивать, сколько в том, чтобы выработать новые методы образования во всей образовательной системе. Причем, что очень существенно, создавать стандарты нестандартной работы. Александр Михайлович Лобок в последние годы усиленно занимается работой с так называемыми «нестандартными детьми» - не столько с теми, кто хуже или лучше нормы, сколько с теми, кто обходит норму «сбоку». С теми, кто развивается в хорошем темпе, но непривычными путями. Он привел пример ребенка, который в пятом классе не справляется с задачами из программы своего возраста, но прекрасно решает задачи из программы 10-го класса. Как он выяснил после довольно продолжительной работы, этому ребенку не интересно просто что-то запоминать, ему нужно фундаментальное, можно даже сказать, философское обоснование того, с чем он работает.
Поэтому элементы высшей математики ему даются легче, чем арифметика, потому что там больше внимания уделено обоснованию методов, нежели готовым рецептам. Так вот, предполагается, что на первом этапе деятельности (порядка года) будет создан сетевой ресурс, где будут копиться сведения о различных нестандартных детях и нестандартных подходах. Предполагается, что будет организационная система, где учителя будут делиться сведениями о таких детях и накопленным опытом работы с ними. Естественно, мы будем постоянно анализировать этот опыт и выявлять в нем точки для дальнейшего развития. Второй этап, который тоже будет развиваться на сетевой основе, подобен всесоюзной заочной физико-математической школе советских времен – была тогда такая форма деятельности: публиковались задания, любой желающий школьник мог попытаться решить их и отправить свои решения по адресу этой школы. Там их проверяли студенты, что для самих студентов было очень полезным опытом. Далее среди всех претендентов выявлялись наиболее одаренные и нестандартные. С учетом того, что они писали, корректировались задачи для следующих лет, а лучших приглашали учиться в специальных школах-интернатах. Кстати, Латыпов сам учился в такой школе. Нам же до интерната пока далеко – в первый год работы до него точно не дойдет. Понадобится подробный анализ и учебных методик, и заочных ответов, чтобы выработать комплекс образовательных методов. Пока сложно говорить о появлении очных форм такого обучения.
Мы нацеливаемся на нобелевскую премию как на символ высших достижений и открытий. В конце концов, количество завоеванных нобелевских медалей характеризует потенциал страны не меньше, чем количество олимпийских медалей.
- Вы ездили сегодня в гимназию «Корифей»… говорили с учителями об этих методиках?
- Нет, поскольку я не педагог ни в коей мере, с учителями я говорил о другом. У меня здесь свой интерес. Я много раз говорил и писал, что в мое время образование нацеливалось на формирование цельной картины мира, а сейчас те методики образования, которые вошли в моду и рекомендуются сверху (причем не только у нас, но и во всем мире), нацелены на разрушение этой картины. Дело в самом рассмотрении образования как заучивания массивов фактов. Если вы посмотрите пакеты Единого государственного экзамена, то увидите, что они рассчитаны на знание большого массива фактови поощряют развитие способностей к запоминанию в ущерб способности к осмыслению этих фактов. Между тем, фактологическое образование – штука дико нерентабельная. На запоминание одного факта уходят примерно одинаковые усилия независимо от того, каков этот факт. Между тем, запоминание одной теоремы позволяет понять явление в общем виде. Мы видим, что фактологическое образование требует не меньше усилий, чем образование направленное на понимание законов, однако преимуществ от него гораздо меньше. Почему в мире возобладала именно такая тенденция – современный бизнес замечательно отшлифовал технологию зарабатывания на дураках, и по сравнению с этим зарабатывать на умных стало невыгодно. Современная политика замечательно отшлифовала методы манипулирования дураками, и по сравнению с этим манипулированием управлять умными неудобно. Поэтому сейчас и бизнес, и политика всею своей мощью оглупляют население.
- Тогда в чем же логика внедрения новой программы?
- А логика здесь вот в чем: любая сложная система обладает свойствами, которыми не наделены отдельные ее элементы. Когда я говорю, что современные бизнес и политика нацелены на оглупление населения, это не значит, что каждому конкретному деловому человеку или политику выгодно, чтобы его окружали дураки. Наоборот они стараются работать с умными. Но система в целом нацелена на другое. Поэтому есть надежда, что свойства системы можно изменить, опираясь на ее части. Я действительно надеюсь на то, что Свердловская область станет опорой для новых образовательных стандартов, и новых умов.
- Все-таки немного непонятно… Министр Фурсенко спускает разнарядку о введении ЕГЭ в областное правительство, и единый госэкзамен вводится в регионе. Какова логика?
- Во-первых, даже сам ЕГЭ поддается исправлению. Ведь сама по себе идея единой проверки знаний и умений всех школьников в целом довольно разумна, вопрос в том, каков пакет заданий. Если поручить составление пакетов заданий для ЕГЭ мастерам по составлению вопросов для интеллектуальных игр, можно добиться того, что единый госэкзамен будет поощрять развитие способностей к рассуждению и творческому мышлению. Более того, насколько я знаю, некоторые структуры, находящиеся вне Минобра, но способные на него влиять, уже заинтересовались этой идеей, правда, от интереса до действия проходит довольно много времени, но вот вам пример того, как можно изменить ситуацию. Во-вторых, что мешает заинтересованным людям и структурам создавать альтернативную систему экзаменовки? Система при всем своем могуществе не настолько всеобъемлюща, чтобы не обходиться без нее во многих важных случаях. Уверен, что создать такие пакеты вопросов, которые бы развивали у школьников творческое мышление и способность к анализу, в принципе не сложно.
- Возникало у вас желание написать такой пакет вопросов к одной из дисциплин?
- Нет, дело в том, что я вообще очень мало составляю вопросы для игр. Играю без малого 30 лет, но написал всего десятка 2 вопросов.
- Движение интеллектуальных игр здесь в регионе работает практически на голом энтузиазме… Можно ли дать этому движению государственную поддержку?
- Да, это так. Программа поддержки интеллектуальных игр есть сейчас в Киеве, она активно развивается. Принципы этой программы я передал своим партнерам в Одессу, чтобы подобное явление развивалось и там. И надеюсь, что такие программы скоро появятся и по всей России.
- Можно ли интеллектуальные игры внедрить в систему образования?
- Только не на уроках. Можно, конечно, строить интеллектуальные игры на школьных материалах, но введение их на уроках – довольно эффективный способ привить к ним отвращение. Игра не может быть обязательной. Но добиться, чтобы в школах увлекались интеллектуальными играми, чтобы все школьники хотя бы попробовали это занятие, вполне реально.
- Школа Нобелевского резерва – проект регионального масштаба?
- Это проект, который первоначально потребует ресурсов, лежащих в пределах одной области. Но ни один проект, работающий в интернете, остается чисто областным. Ясно, что в скором времени проект разрастется до общероссийского масштаба – во всех уголках интернета, где говорят по-русски. Понятно, что область получит от этого несомненную выгоду – не только потому, что сможет пользоваться интеллектуальными достижениями отовсюду, но прежде всего потому, что чем сильнее страна, тем лучше каждому ее региону: когда этот проект сможет всерьез влиять на образовательную обстановку всей страны, область получит от этого положительные изменения в системе образования.
Я буду участвовать в разработке на первых порах и анализировать сильные и слабые стороны проекта.
СПРАВКА:
Анатолий Александрович Вассерман - известный журналист, политический консультант, многократный победитель телевизионных интеллектуальных игр - «Что? Где? Когда?», «Брейн-Ринг» и «Своя игра».
Родился 9 декабря 1952 года в Одессе. Закончил Одесский технологический институт холодильной промышленности (ныне Одесская государственная академия холода), факультет теплофизики, по специальности «инженер-теплофизик». С 1991 года - журналист и политический консультант в команде с Нурали Латыповым. Многократный победитель телешоу «Своя игра», заслуживший звание гроссмейстера.
Александр Михайлович Лобок - доктор психологических наук, профессор Института психологии УрГПУ (Екатеринбург), профессор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (Москва), руководитель лаборатории сопровождения инновационных образовательных проектов, автор широко известных книг по философии культуры, психологии творчества и методам развития творческих способностей личности. Автор книг «Подсознательный Маркс», «Антропология мифа», «Другая математика», «Вероятностный мир», «Лаборатория детской письменной речи», «Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики» (в соавторстве с Симоном Соловейчиком), «Алмазная земля педагогики Олонхо», «Картография внутреннего детства» и множества статей по проблемам современной школы и инновационной педагогики, опубликованных на страницах газеты «Первое сентября».