Гуманитарии - люди, которые в состоянии сказать власти, когда она врет. Но они сегодня ущемлены. Об этом, в частности, говорит гость «АиФ-Урал» - доктор политических наук, профессор Уральского федерального университета Дмитрий Стровский.
Циничное состояние
- Дмитрий Леонидович, складывается впечатление, что высшее образование сегодня переживает не лучшие времена. Реформы, изрядно встряхнувшие школы, добрались и до вузов.
- У этой проблемы несколько составляющих. Начнем с катастрофического снижения общего культурного уровня тех, кто сегодня приходит в университет. Иные студенты не могут ответить на элементарные вопросы, например, кто такой Петр Ильич Чайковский. Они подчас не ориентируются даже в базовых вещах. Одна девушка мне совершенно спокойно заявила: «Я тогда не жила». На что я ей ответил: «Я при монголо-татарском иге тоже не жил. Но это же не значит, что мы можем не иметь представления о развитии культуры, истории в нашей стране». Это я о том, что формировать профессиональное сознание на основе вот такого общекультурного сознания становится архитрудным делом.
Второй очень важный момент - огромное усиление нагрузки на преподавателей. Количество «бюджетных» студентов неумолимо сокращается, количество «внебюджетных» растет. Следовательно, сокращается число преподавателей, получающих зарплату от государства. К этому добавляется огромное количество бюрократической работы, выполняемой без материального стимулирования.
На днях смотрел программу, в которой министр образования РФ Дмитрий Ливанов говорил: «Мы поднимаем зарплату преподавателям высшей школы и будем это делать». Вранье! Поднимается базовая - минимальная (!) - ставка. Какие 30-40%, о чем говорят «сверху»? Это вранье.
Ну и еще. Два года назад я открыто голосовал против создания Уральского федерального университета, поскольку понимал, что гуманитарная сфера при объединении будет ущемлена. Так и получается.
- Вам не кажется, что это тенденция? Все чаще с высоких трибун звучит - гуманитариев стало слишком много.
- На мой взгляд, гуманитарии - это люди, которые еще в состоянии сказать власти, когда она заблуждается и когда она откровенно врет. Это люди, изначально обладающие более гибким мышлением по сравнению с другими сферами жизни. Поэтому если мы выталкиваем гуманитарную сферу из системы образования, если мы оставляем в школе несколько обязательных предметов, а остальные переводим в разряд коммерческих, за которые родители должны платить, если сегодня школьные и общеуниверситетские программы подвергаются изменениям без гласного обсуждения, без обратной связи с преподавателями, то это… путь в никуда.
И сегодня я вижу прямую взаимосвязь происходящего в системе нашего образования с падающими самолетами, сходящими с рельсов поездами и другими ЧП. Если у человека сужается общекультурное и профессиональное развитие, то он не может стать по-настоящему компетентным специалистом. Сегодня все больше становится тех, кто откровенно халтурно делает свое дело.
Количество форс-мажорных ситуаций в стране увеличилось не потому, что об этом стали чаще сообщать СМИ, а потому, что стремительно снижается общий и профессиональный уровень людей.
Разрыв поколений
- Кто за это несет ответственность?
- Ответственность за это сегодня несет средняя школа и вузы. Но сниженный уровень образования определяется не тем, что педагоги решили обеспечить себе райскую жизнь, а тем, что их ставят в такое положение бесконечно меняющимися правилами игры. Не говоря уже о том, что на те зарплаты, которые есть у педагогов, они не живут - выживают. О каком повышении квалификации может идти речь, когда люди вынуждены искать, где бы еще и еще найти место работы.
Слушайте, профессор, доктор наук получает от государства 20-21 тысячу рублей. Это нормальная ситуация? За этим же стоят годы самообразования! А сегодня я читаю объявление в одной из гостиниц: «Требуется уборщица. Зарплата 25 тысяч рублей». Разве это не унизительно?
И так будет до тех пор, пока «наверху», из госструктур, не прекратят врать о постоянной поддержке системы образования.
- В этой ситуации, когда молодежь практически лишена возможности получить качественное образование, какая роль отводится семье?
- Семья, на мой взгляд, - это та основа, которая может как-то определять развитие человека. Однако… Однажды на подготовительных курсах я задал вопрос ребятам: «Сколько из вас хотя бы раз в неделю имеет семейные обеды?». Ведь что такое семейный обед? Это не просто молчаливое поедание борща - это общение. Я помню обеды в моей семье, когда мама и папа рассказывали о своей жизни, вспоминали своих родителей… Эта морально-этическая составляющая передается и формирует человека, невольно вселяет в него ощущение, что он не манкурт - без знаний, без памяти, без прошлого.
Так вот, в ответ на мой тогдашний вопрос подняли руку... 3 человека. А более 60 человек не подняли. Это означает, что связь со своими родителями у них если не прервалась, то оскудела. Мне кажется, многие молодые люди воспринимают мир как бы с чистого листа. Это опасно. На мой взгляд, память, основанная на традициях семьи, как раз и способна предвосхищать негативные последствия. В том числе и в общенациональном масштабе.
Отчего сегодня, на мой взгляд, возникают националистические, фашистские организации? Во многом оттого, что эти люди оторваны от прошлого.
В наших условиях неминуемо усиливается люмпенизация сознания. Немало двадцатилетних плохо представляют, кто такие диссиденты, не слышали о Галиче, Окуджаве, Визборе. А как развиваться дальше, если выжженное поле? И это поле не заполняет школа, да и у вузов все меньше возможностей к этому.
Стремительно прогрессирует технократическая ветвь образовательного развития. Технократы тоже важны для общества, но техническое образование куда меньше гуманитарного формирует нестандартность подходов, творческое воображение. В нем нет полутонов, там главенствует абсолютная истина. Вот почему если к власти приходят технократы - это опасно. В этом случае уменьшается возможность альтернативности мышления - в масштабах государства. Что сегодня и происходит.
Досье:
Дмитрий Леонидович Стровский родился в Свердловске в семье журналистов. Окончил факультет журналистики УрГУ. Работал в городской газете Первоуральска. С 1990 года преподает на факультете журналистики. Доктор политических наук, профессор департамента «Факультет журналистики» УрФУ.