aif.ru counter
150

Забытые храмы…

Восстановить - трудно, консервировать

Фото: АиФ-Урал

Уральская храмовая архитектура имеет свою особенность благодаря ошибкам» мастеров. Об этом, в частности, рассказывает автор уникального издания «Забытые храмы Свердловской области Надежда Бурлакова.

Заоблачные суммы

- Надежда, в слове «забытые» мне слышится некий укор…

- Мы очень много ездили по области и видели эти здания. А поскольку я имею отношение к искусствоведению, к истории искусства, то я поняла, что еще чуть-чуть - и этих памятников больше не будет. Отсюда возникла задача фотофиксации. Идеологической цели в отношении восстановления, укора в адрес советской власти и т. д. нет ни в коем случае. Это прошлое, которое для нас осталось историей. Историей уходящей. А изучать есть что: это и особенности региональной архитектуры, и иконография… Просто это очень красиво.

Большинство этих памятников относится к XIX веку - этот период многими нашими историками и искусствоведами считается не очень интересным. Собранным же материалом мы показали, что на самом деле есть что изучать!

- Но ведь это то прошлое, которое можно вернуть, восстановив если не все, то многие «забытые» храмы.

- Теоретически можно. Но давайте поговорим об этом с точки зрения цифр. Сейчас некоторые храмы восстанавливаются силами приходов, то есть на средства, собранные прихожанами. Восстановление делается очень поверхностно, потому что люди мало понимают, что и как нужно делать. Это во-первых. Во-вторых, качественное восстановление стоит на порядок больше денег. Скажем, храм средней степени разрушения, построенный в конце XIX века, требует на восстановление от полутора до трех миллионов рублей. Если все это делать, привлекая реставраторов, которых в Свердловской области по высшей категории нет ни одного, а по всей России очень мало, то восстановление одного храма будет стоить от 17 миллионов рублей.

В нашу книгу вошло 92 храма в разной степени разрушения (всего их в области около 110). А сколько таких храмов по всей России… Заоблачные суммы! Когда мы ездили и фотографировали первый, пятый, седьмой храм, хотелось сказать: «Ребята, давайте поднимемся и всем миром восстановим!». На тридцатом, сороковом уже поняла, что в лучшем случае их можно законсервировать. Сейчас, возможно, нам удастся создать межвузовские реставрационные практики и вывозить студентов на эти объекты, чтобы они их хотя бы консервировали. Необходимо остановить процесс разрушения.

- Получается, что сегодня построить новый храм проще?

- Дешевле. Нынешние технологии строительства позволяют все сделать проще за счет современных материалов. Но… Вот взять, например, фрески. Храм, расписанный, положим, в 1813 году. Несмотря на разрушение, которое внесло время и вандалы, фрески «горят». Я светский человек, но в таких храмах проникалась религиозным чувством. Написано так, что лики все время смотрят тебе в глаза. Ходишь с фотоаппаратом и чувствуешь, что тебя кто-то сопровождает.

Что мы видим в современных салонах фресковой росписи? Использование хороших материалов, высокую цену. Но два-три года, и они выгорают - другие связующие вещества, другие красители. Есть разница: три года или двести лет?

Своя эстетика

- Идеальное восстановление - это возвращение первозданного вида?

- Это вопрос. Ведь в течение своей жизни храмы видоизменялись: настраивались, расширялись… В Европе этот вопрос реставраторы решают просто - восстанавливают в том виде, в котором был храм до разрушения. К примеру, в годы Второй мировой войны бомбардировками было разрушено немало зданий, которым было по 800-1000 лет. Их восстанавливали такими, какими они были перед разрушением. У нас такое не практикуется. По восстановлению, которое мы иногда видели, честно говоря, плакать хочется - полное нарушение исторического облика. С другой стороны, пусть восстанавливают, ведь разрушение все равно страшнее.

- Вы упомянули об особенностях региональной архитектуры и иконографии…

- Иконография имеет довольно жесткие каноны. Но местные авторы, которые расписывали храмы, часто добавляли свой «изюм». Потрясающе! Лики святых очень часто похожи на местных жителей - «прочитываются» черты уральцев, может, даже немного хантыйцев.

Что же касается архитектуры - в XIX веке в Москве и Санкт-Петербурге было издано несколько каталогов с планами церквей. Предполагалось, что в регионах Великой Российской империи строить будут именно по ним. Но...

Положим, в Ирбитском районе начинают строить храм, приглашают артель. Номинально есть планы. Но мастера хотят внести что-то свое. Иногда из-за нарушений планов происходило, например, разрушение по стенам, тогда пристраивались контрфорсы. Благодаря тому, что ребята делали это с любовью и красиво, получалось, что контрфорсы добавляют в уральские храмы эстетику.

В принципе, все храмы должны строиться по единому проекту: алтарь в определенном месте находится, колокольня - в определенном и т. д. Чуть-чуть смещение пропорций, чуть-чуть добавлены декоративные элементы, и создается эстетика, которой нигде больше нет. А в нашей области работали одни и те же артели, поэтому и общее в облике храмов просматривается. От храмов на «большой земле» - в Московской и Ленинградской областях - они очень отличаются. Кроме того, для нас характерно смешение псевдорусского, византийского, классического стилей. То есть больше «мешанины», эклектики. И больше интересного.

…Мы проект начали, но хотели бы довести его до логического завершения. Изучить эти объекты с точки зрения истории, искусствоведения и понять, кто-то будет это восстанавливать или нет? Если не будет - остановимся на том, что это наша история, которую мы ценим. Если будет - дай бог здоровья. Думаю, все православные будут горды, что это происходит.

Досье:

Надежда Николаевна Бурлакова родилась в г. Серове Свердловской области. Студентка факультета искусствоведения и культурологии Уральского федерального университета. Директор информационного агентства, тренер по продажам. Воспитывает дочь Веру и сына Станислава.

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Надежда Бурлакова
    |
    14:37
    21.03.2012
    0
    +
    -
    Рада, спасибо за статью! Все замечательно! От себя хочу только еще добавить благодарности министерству культуры Свердловской области и лично Алексею Феликсовичу Бадаеву - без Вашей поддержки книга бы не вышла в свет, и группе "Забытые храмы Урала" (vkontakte), участники которой дополнили книгу фотографиями 37 храмов. Спасибо!!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Урал лето украл. Как пройдут последние выходные августа?
  2. Источник заразы. Как избежать контакта с паразитами в еде?
  3. Как построить несокрушимую компанию? Семинар Ицхака Адизеса в Екатеринбурге
  4. Опасный сезон. Как не отравиться лесными грибами?

Самое интересное в регионах
Роскачество