Отмена денежной компенсации на питание на количестве доноров кардинально не скажется. В основном люди идут сдавать кровь по велению души. Об этом, в частности, говорит заместитель главного врача станции переливания крови «Сангвис» Галина Толмачева.
Всегда наготове
- Галина Викторовна, насколько я знаю, на днях «Сангвис» перешел на новую форму работы с донорами…
- Мы пока не получили разъяснений, на какую сумму должен формироваться продуктовый набор, который предоставляется донорам. Поэтому «идем своим путем», формируем его на размер компенсации: на 160 рублей при сдаче крови, на 180 при сдаче плазмы и так далее. Мягко говоря, скромно получается… Люди уже высказывают недовольство, говорят, что деньгами (пусть даже столь небольшой суммой) они могли распорядиться по своему усмотрению. Грубо говоря, курицу купить. А теперь вынуждены брать сгущенку и печенье, которое, может быть, и не едят. О студентах и говорить нечего, им лишняя копейка никогда… не лишняя.
Пока не знаем, как будет все устроено. Надеемся, что сумма все же будет увеличена, тогда появится возможность, например, разработать некий сертификат, который люди будут отоваривать в магазине, - мы обсуждали такой вариант. Но придется защищать от подделок: сами знаете, народ у нас изобретательный. Словом, мы пока в «подвешенном» состоянии. Точно знаем только, что сохранится денежная компенсация только в особых случаях при сдаче, например, редкой группы крови. Ну и пока сохраняются два дня дополнительных выходных, положенных донору.
- Вы прогнозируете сокращения количества доноров в связи с отменой денежной компенсации?
- Пока рано делать выводы, но, надеюсь, катастрофического сокращения числа доноров не произойдет. Вот когда у почетных доноров «забрали» натуральные льготы (бесплатный проезд в общественном транспорте, 50% оплаты услуг ЖКХ) заменив их монетизацией, мы пережили нелегкие времена. Нынешние ежегодные выплаты несопоставимы с теми льготами, которые почетные доноры имели. Хотя Москва, например, сохранила для них бесплатный проезд. Как два разных государства, честное слово.
Отмену денежной компенсации обосновывают в том числе и безвозмездным донорством. Так оно таковым и было! Просто у нас условий нет для обеспечения людей обедом, вот и выдавался его денежный эквивалент.
Сегодня обсуждается и вопрос создания единой для всей страны базы данных, чтобы города могли поставлять друг другу компоненты крови. Но это должно быть так проработано! Одно дело, когда мы получаем от больницы заявку «два пакета «второй плюс», положили в контейнер - в машину - повезли. Но ведь два пакета мы, скажем, во Владивосток не отправим. Отправить впрок сто литров? Тоже нереально. Вопросов нет во время чрезвычайных ситуаций. Но мы и так всегда наготове. Один из примеров - трагедия в пермской «Хромой лошади». Нам было сказано иметь определенный запас. В Москву мы отправляли в свое время плазму, когда там была череда взрывов в жилых домах.
На порог не пускают
- Знаю, что многие работодатели не в восторге от необходимости предоставлять донорам два дополнительных выходных дня…
- Да, эти дни положены по закону, но, к сожалению, далеко не все работодатели на это идут. Как и не все идут нам навстречу в организации выездных дней донора. Очень жаль, что руководители предприятий не понимают проблемы. При этом их сотрудники готовы сдавать кровь, люди же у нас добрые, милосердные.
Я всегда говорю, кровь нужна не завтра, она нужна вчера! Увы, не все это осознают. Яркий пример: девушку сбила машина, ей ампутировали ногу. На следующий день у нас огромное количество народу было. Но ВЧЕРА прошла операция, мы должны были дать (и дали, конечно) ВЧЕРА кровь. А сегодня… нам кровь нужно проверить, из всех пришедших нужной группы и резуса может оказаться немного, кровь должна пройти инфекционную безопасность. Это время! А человек, попавший в ДТП, может погибнуть не от травм, а от потери крови. Или взять тяжелые роды…
Потребность в донорской крови вообще с каждым годом увеличивается. Медицина шагает вперед. Операции по пересадке органов - нужна кровь, открывается перинатальный центр - нужна кровь, и т. д. И замены ей нет. Все мы на Среднем Урале знаем, какую опасность несут клещи. Иммуноглобулин где готовится? У нас на производстве. А альбумин? Можно продолжать и продолжать. Главное - понимать, если мы сами не будем сдавать кровь, нас спасать будет некому.
К сожалению, есть люди, которые думают: «А-а, случится что-то - куплю». Это невозможно. Донорская кровь не будет продаваться НИ-КОГ-ДА. И ни одна служба крови не будет коммерческой. Тем не менее… Бывали случаи, прибегают в нашу круглосуточную экспедицию - продайте - и называют астрономические суммы.
- А вчера, допустим, этот человек не пускал вас на порог своего предприятия…
- Вот именно. Вчера не пустил, а сегодня что-то случается, и он везет к нам не один автобус доноров, заплатив им огромные деньги. Не хочется называть предприятия, но такие примеры были.
Хотя, справедливости ради, надо сказать, что есть предприятия и организации (коммерческие в том числе), которые давно и охотно с нами сотрудничают. Даже Дни донора в праздники превращают. Потому что их руководители понимают - от несчастья не застрахован никто. А вузам вообще отдельное спасибо хочется сказать.
Люди, повторюсь, у нас отзывчивые. И молодежь в том числе - зря ее ругают. Так что, думаю, количество доноров у нас не сократится. Не за деньги, не за еду люди идут кровь сдавать, это веление души, если хотите. Им приятно и просто «спасибо» услышать.
Досье:
Галина Викторовна Толмачева родилась в Свердловске. Окончила Свердловский горный институт. Продолжительное время жила и работала в Москве. С 1998 года - работает на станции переливания крови «Сангвис».