К 70-летию уникального соединения в Екатеринбурге вышла уникальная же книга «Наш Уральский добровольческий», автором-составителем которой стал наш собеседник.
Опорный край
- Анатолий Дмитриевич, признаться, меня удивило, что несколько десятилетий документы, касающиеся Уральского добровольческого танкового корпуса, были закрыты.
- Действительно, нас допустили к материалам сравнительно недавно, 60 лет они были закрыты. Это связано с высочайшим уровнем организации мобилизационной работы, когда в кратчайшие сроки была создана ударная группировка - мобильная и эффективная. Для современной ситуации это особенно значимо, мы сегодня уходим от больших армий к группировкам, бригадам, к организации небольших по численности соединений, которые бы могли достигать поставленной цели.
Поэтому в связи с такой эффективностью этого подразделения - Уральского добровольческого танкового корпуса - в условиях послевоенных сохранялась секретность относительно самого механизма его создания. Я сам порой поражаюсь, насколько это было сделано быстро, качественно, насколько отвечало потребности дня.
- То есть мы сохраняли секретность, попросту говоря, чтобы враг не пронюхал?
- Естественно. Мы ведь не раскрываем всех секретов организационной деятельности вооруженных сил. Создание УДТК - пример очень эффективного созидательного действия, что сегодня является важным элементом стратегии по защите Родины.
К сожалению, сегодня больше и чаще говорится, дескать, и танков у нас было достаточно, и самолетов достаточно, и все вроде у нас было, а так сильно пострадали, потому что «Сталин виноват», еще кто-то виноват… При этом почему-то не вспоминаем о том, что на Россию напала очень организованная, очень мобилизованная в боях сила, имеющая опыт победных боевых действий. Мы столкнулись с новой стратегией, связанной с большим количеством танков и самолетов, с уничтожением всего, что сопротивляется, с захватом больших территорий и т. д. Двести лет назад точно так же наступила наполеоновская армия, ошалевшая от побед. Все склонили голову, осталась «какая-то Россия». Ситуация очень похожая: блицкриг на Москву, а дальше «куда они денутся». Но в обоих случаях блицкрига не получилось.
Мало мы стали говорить и о потенциале Урала. А ведь это одно из важнейших наших преимуществ и предметов гордости. «Опорный край державы» - эти слова в годы войны наполнились особым содержанием. Мы сумели еще в довоенные годы создать 200 заводов, одновременно мощнейший потенциал культуры и образования! У нас были предприятия, специалисты, и в годы войны к ним присоединяются еще сотни эвакуированных заводов. Мгновенно включается производство самого главного наступательного оружия - танков, снарядов, пушек. Урал становится главным резервом страны. И главное, настолько активно народ включился в общее дело! На примере создания Уральского добровольческого танкового корпуса это особенно чувствуется.
Это человеческое понимание, включение в защиту Родины - не механическое, а осмысленное - меня потрясает. Уровень патриотизма был невероятно высок. Только один пример. На девять с половиной тысяч мест в УДТК было подано 110 тысяч заявлений. Массовый порыв: «Я готов пойти и отдать жизнь».
Три кита
- Как вы считаете, сегодня возможно такое единение, такое народное единодушие?
- Мы, конечно, много теряем в вопросах патриотического воспитания. Многое теряем в осмыслении Победы. За два месяца до 70-летия Уральского добровольческого танкового корпуса я открыл выставку. Поток людей был невероятный, но… я еще раз убедился - о войне знают очень мало, о Сталинградской битве не знают… Очень опасная ситуация. А ведь Победа в Великой Отечественной войне - это три кита, на которых держится российская история ХХ века. Поэтому я был очень счастлив, что был учрежден День народного подвига по созданию Уральского добровольческого танкового корпуса. Сама постановка правильная - мы должны говорить про Урал, который внес огромный вклад в Победу.
Тем не менее думаю, что и сегодня в трудный момент единение народа возможно. Далеко не все потеряно. Я вижу глаза ребят, которые приходят к нам на выставки, им интересно, они вглядываются, вдумываются. То, что они чего-то не знают, - недостаток их жизни, который просто нужно восполнять. Они готовы включиться. Они гордятся любыми достижениями своей страны. Уверен, какого-то чрезмерного, необратимого разрыва между поколениями нет.
Досье | |
---|---|
Кириллов Анатолий Дмитриевич родился в 1947 году в Магнитогорске. Окончил Магнитогорский горно-металлургический институт, Свердловскую высшую партийную школу. Политолог, создатель и глава Уральского Центра Б. Н. Ельцина. Доктор исторических наук, профессор. |
- Только одни ребята к вам ходят на выставки, а другие на мемориале пляски устраивают.
- Это глупость, которую не стоит выставлять. Тут просто надо отшлепать и предупредить: еще раз повторится - сами афганцы вас будут шлепать, а не родители. А у них рука потяжелее. Словом, такие факты - исключение. Но это беда не только родителей, но и образования, культуры. На Великую Отечественную войну несколько часов в школьной программе отведено, а уж про Афган, Чечню вообще мало говорим. Работать с ребятами надо. Нынешнее поколение выпрямилось, я вижу. Надо только добавить патриотическую составляющую, и дело пойдет. Ведь наша страна, я всем ребятам это говорю, не может быть средней, она должна быть только сильной. В оборонном плане и в духовном.
- Анатолий Дмитриевич, вы как-то оговорились, что книгой ваши отношения с Уральским добровольческим танковым корпусом не ограничатся. Что имели в виду?
- У меня есть мечта - создание мощного современного музея, посвященного вкладу Урала в Победу, музея народного подвига. Нам надо показать наших героев, ведь мы дошли до того, что Кузнецова забыли… Думаю, надо создать народное движение и вновь мобилизоваться. Теперь для сохранения памяти.