Екатеринбург, 25 июня, АиФ-Урал. 85-летний юбилей знаменитый художник Виталий Волович планирует отметить персональной выставкой в большом зале Екатеринбургского музея изобразительных искусств и изданием книги «Корабль дураков».
Метафорой Бранта грех не воспользоваться
– Виталий Михайлович, вы оговорились, что до персональной выставки осталось совсем мало времени. Но ведь она откроется еще только в ноябре…
– Еще предстоит провернуть огромный объем работы! Нарисовать ладно, так ведь надо еще 300 планшетов подготовить, 300 рамок отреставрировать, 300 стекол вымыть, надо привернуть 600 колец, за которые весить рамки… Колоссальная, чудовищная работа предстоит!
– Это вы все сами будете делать?
– А кто же еще? Сегодня выставки не нужны никому, кроме автора. Увы, сейчас не время изобразительного искусства, совсем другие времена.
Я собираюсь выставить процентов семьдесят новых работ. Ретроспектива будет составлять работ пятьдесят, не больше. Это графика из старых серий. Как они будут выглядеть в пространстве выставочного зала в совокупности друг с другом – понятия не имею. Может быть, они покажутся более вялыми… Я тут впал в детство (смеется. – Ред.): видите, рисую цветными карандашиками.
В общем, если бы мне кто-нибудь сказал лет двадцать назад, что в 85 лет я буду жить такой дикой жизнью, я бы не поверил.
– Но ведь удовлетворение, наверное, испытываете?
– Удовлетворение – очень сложная вещь, она может быть в пространстве и во времени, но только не в процессе самой работы – в это время, кроме напряжения, нет ничего.
– Мне кажется, что для вас быть в напряжении – как дышать.
– Все правильно, но мне бы хотелось дышать легко и свободно. А получается короткое прерывистое дыхание с надсадой. Кроме того, я ведь занят новой книжкой.
Знаете, я думал, что старость – это время для раздумий над прошедшей жизнью. Поверьте, 85 лет – это глубокая, дикая старость. Говорят, там какая-то мудрость должна возникнуть… Об этом не имею ни малейшего представления. Считается, мудрость – когда человек довольствуется тем, что есть, не желая большего. Ничего подобного! Я хочу издать огромную книгу «Корабль дураков», которую делаю сейчас.
– Очень своевременно.
– Более чем! Самое смешное, что любой рисунок, сделанный в контексте этой метафоры, абсолютно уместен.
Я придумал такую программу для выставки, что потом почти все, что я для нее делаю, пойдет в «Корабль дураков». У меня там 13 глав, которые включают в себя все, что я когда-либо делал, над чем когда-либо думал. От Себастиана Бранта там нет ничего, кроме метафоры, но она настолько потрясающая, что не грех ей воспользоваться. А сегодня – вы, может быть, правы – уместнее, чем когда бы то ни было. Там есть глава «Бедный Йорик» – о жизни (или житии?) шута. Есть «Война», «Карнавал» и так далее.
Сбежал из-под венца
– Я правильно понимаю, что в этой книге, как и в прежних, вновь будет заключен брак между изобразительным искусством и литературой?
– Да-да. Я уже начинаю подбирать тексты, они будут специфические, к каждой главе свои. Это Рабле, Свифт, римская сатира… Словом, самые разные вещи, которые гиперболизированно, иронически комментируют какие-то события. Небольшие фрагменты текстов, но для того, чтобы их подобрать, нужно перевернуть огромное количество литературы. Книга будет большого формата, и для нее на самом деле уже очень многое сделано. У меня есть внук, который владеет всяческими компьютерными делами, – он мне очень помогает.
– Виталий Михайлович, для издания книги вновь пришлось искать спонсоров?
– Ой, поиски спонсоров – это катастрофа! Как я могу их искать? Я ведь не хожу одними тропинками с директорами банков или крупных фирм – мы живем с ними разной жизнью. Мы пробовали писать от издательства и рассылать менеджерам крупных компаний заявки… Это абсолютная чепуха. Никогда не срабатывает. Срабатывает только абсолютный случай.
У меня был спонсор, который год мне морочил голову по поводу книги «Женщины и монстры», но в конце концов сбежал из-под венца. Я долгое время ходил в подавленном состоянии, потому что сложно сегодня кого-нибудь найти и что-нибудь пристроить. И совершенно случайно (настолько случайно, что это меня даже пугает) на выставке мы с Мишей Брусиловским встретили дочь нашего старого приятеля. Я не видел ее лет тридцать-сорок! Мы разговорились, она заинтересовалась… В общем, уже начинается финансирование.
– Получается, что сегодня такого понятия, как заказ, вообще не существует?
– Бог с вами! Мне лет четырнадцать не везло. Как только случился этот перелом и взаимоотношения автора с издательством перестали строиться на предложении, так все провалилось в тартарары. Книги стали издавать без рисунков, потому что они удорожают издание. Зачем они нужны, если и так книгу покупают? Некий резон, надо признать, в этом есть. Иллюстрация вообще как жанр, как интерпретация потеряла смысл. Никому это не интересно, не нужно. Поэтому я пришел к мысли, что надо делать художественные альбомы. Безусловно, это не мое изобретение, но это редкость, когда литературные авторы и художник находятся не в подчинении, а вполне самостоятельно существуют в книге. Рисунки – просто фон для текста, они не навязывают образов, не насилуют воображение. Они просто создают некоторую атмосферу. Таким же образом у меня вышел «Цирк» и другие книги.
Так вот, я отвлекся. В конце концов мне все же повезло. В 2008 году был просто прорыв – шесть альбомов вышло. Не потому, что я их так быстро делал, – они были давным-давно готовы. Но все это выходило в форме корпоративного подарка.
Амбициозный проект
– Извините, а зритель у этих книг кто?
– Зрителя как бы никакого и нет. Это история только наполовину радостная, а наполовину – печальная. С одной стороны, в какие времена я бы, пожелав издать, скажем, «Средневековый роман», смог бы это сделать? С другой стороны, это не имеет никакого отношения к тем людям, которым это было бы интересно. Книга не появляется в магазине, она в культурном пространстве не существует. Раньше, например, в Гослите у меня выходил Шекспир. Мне звонили приятели из Кишинева, Петербурга, Москвы: «Купили твою книжку в магазине!» Сейчас такого нет. Разумеется, ни о каком гонораре тоже речь не идет. Сегодня книга – сугубо амбициозный проект. К слову о старческой мудрости…
На самом деле это очень элегантный способ издавать книги. На первой странице делается логотип фирмы-спонсора и какой-то текст благодарности от художника (или их текст).
– А потом уже идет сам художник?
– Ну да. Только ничего страшного в этом нет. Сервантес писал на первой странице посвящение вельможе, который его издал. Тем более что никакой формы зависимости в этом нет. Никто у меня ничего не смотрит до выхода книги, никто не интересуется, что я там такое делаю. Для человека, привыкшего к цензуре, это весьма неожиданное обстоятельство.
Немного легче с теми книгами, которые издали управление и министерство культуры. Они забирают тираж и дарят книги библиотекам, юбилярам… Словом, их получают те люди, которым это может быть интересно. Борю Нодельмана, например, встретил, он говорит: «Мне твою книжку «Мастерская» вручили».
– У вас уже есть мысли, что будет после «Корабля дураков»?
– Нет-нет-нет. «Корабль дураков» – это последняя книжка. Не потому, что я после издания собираюсь сразу умереть. Просто каждая книга – это результат многолетнего накопления работ на эту тему. Материал долгое время копится, потом достигает критической точки – и можно из него делать книгу. Все мои интересы – и мировоззренческие, и всякие другие – в «Корабль дураков» заключены. А потом (смеется. – Ред.) мне будет 86 или 87 лет, я буду жить личной жизнью и писать цветы.