В екатеринбургском Ельцин Центре в четверг, 29 июня, с лекцией о новых трендах современной жизни и технологиях будущего выступил президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф. Самые яркие цитаты его выступления – в материале «АиФ-Урал».
Впечатления от Музея первого президента
– Прошу прощения, что мы немного задержали начало встречи. После посещения музея мне нужна была пауза – я под впечатлением. Для меня это не музей, а большой кусок моей жизни, нашей жизни. Сразу после выхода из музея говорить о качестве новых технологий непросто. Это потрясающее место, которое появилось в нашей стране и в такой замечательном городе, как Екатеринбург. Оно завораживает, притягивает, имеет потенциальность и гибкость для проведения всевозможных мероприятий, где можно творить, творить и творить.
Обработка данных – будущее
– Сегодня мы находимся на переходном этапе из информационной эры в цифровую. Почему это происходит? Раньше мы использовали информационные технологии на основе полученных данных. Сейчас начали пользоваться цифровыми технологиями. Это произошло на рубеже 2015 года.
Сегодня обработка данных затронула все сферы нашей деятельности. Есть отрасли, которые находятся на периферии, но в будущем не останется ни одной отрасли с точки зрения обработки данных.
Психотип по «лайкам»
Это совершенно другие возможности в качестве управления организации людьми и процессами. Сегодня считывать психотип человека можно по фотографиям на странице в социальной сети – машина на основе анализа фотографий относит вас к одному из той или иной категории по психотипу.
Человек между вещью и ее функцией
– В последующие 10 лет технологии радикально изменят нашу жизнь. Это создание принципиально новых моделей бизнеса. Подход на основе переосознания того, какой потребностью обладает человек. Мы приходим к выводу, что человеку сегодня не нужны вещи, ему нужны функции этих вещей.
Сегодня компания Uber – крупнейший перевозчик, но не владеет ни одним автомобилем. Раньше на пути между человеком и функцией стояла вещь, он был вынужден тратить на это ресурсы. Сейчас Uber показывает коэффициент использования 60%. Когда водителя заменит автопилот, эффективность можно будет поднять до 80%, что позволит снизить стоимость услуги.
Тогда мы на самом деле будем ездить в булочную на такси, и при этом тратить на такси меньше, чем на булку. Хотя и это вряд ли, потому что сервис компании Alibaba может вам все привезти на дом, и ходить никуда не нужно.
Экономика экосистем
– В мире зарождается экономика экосистем. Человеку нужна одна большая красная кнопка: он не хочет искать, он хочет, чтобы за него это сделал кто-то. Человек хочет доверить это экспертному мнению. Нам нужен доверенный помощник – так называемый центр экосистемы.
По прогнозам примерно 30-40% прибыли компаний будет в экосистемах. Самые яркие примеры экосистем мы видим в Китае – это компании Trancsend, Alibaba, Baidu, Hayer. Если говорить о США, то это Google и Amazon.
Экосистема в Сбербанке
Пять лет назад мы делали две вещи – идентифицировали вас и идентифицировали ваши остатки, после чего разрешали операцию. Сегодня идентификация ваших остатков – только начало процесса. После этого начинается так называемый антифрод-монитиоринг (проверка транзакций для борьбы с мошенничеством – Прим. ред).
За доли секунды отклика между проведения карточкой по терминалу и получения вами СМС о проведения оплаты система идентифицирует, где вы платите, кому платите, что вы покупаете и обычная ли это для вас покупка. То есть система пытается понять обычная или необычная для вас покупка, особенно, если речь идет о крупной сумме. Если модель дает положительный ответ, то транзакция проходит. Если нет, то запрос переходит в центр ручного антифрод-мониторинга: вам позвонят и уточнят действительно ли это вы совершаете покупку. На самом деле отклонение по операциям составляет лишь 4-6%. Весь процесс занимает одну секунду времени.
Почему этого нет в России
– Экосистем в России сегодня нет. Но есть стремление целого ряда компаний, и Сбербанк один из этих претендентов. Но это вопрос конкурентного пространства, где одна из ключевых доминант – больше эмоций с клиентом, что будет определять наш с вами успех на рынке.
Другая ключевая доминанта – усиление глобализации. Здесь мы находимся в сложном положении. Во-первых, Сбербанк сейчас под санкциями, пусть мы и глобальный игрок. Второе – кольцо санкций вокруг России мешает российскому бизнесу стать глобальным в мире данных.
Такие великолепные российские компании, как «Яндекс» и Mail.ru, к сожалению, не конкурентноспособны на глобальном рынке в силу того, что они национально замкнуты. Попытки выйти за эти границы пока очень робки.
Профессия будущего
Автоматизация приведет к огромному сдвигу в области изменения содержания профессий и наличия их. Если посмотреть на Сбербанк, то шесть лет назад в офисах работало 59 тысяч человек, сейчас 12 тысяч, через три года будет работать в лучшем случае тысяча. Раньше у нас работало 33 тысячи бухгалтеров, сейчас полторы тысячи, а будет 500 человек.
Деньги уходят в безналичный оборот. С каждым годом безналичные платежи растут на более, чем 100%. В прошлом году этот оборот составил более 100 млрд рублей. Это приведет к сокращению привычных профессий. Я оптимист в части занятости, но уверен, что специальности будут уходить в историю. Каждому придется стать специалистом по обработке данных, без исключений.
Век транспарентности
– Это ключевой тренд нового времени – демократизация информации. Ничего невозможно будет спрятать. Это тренд, к которому мы еще не готовы, потому что во всем нужно переосмысление – в личной жизни, политике и бизнесе.
Для этого потребуется время и мудрость для входа в новый век – век транспарентности.