Примерное время чтения: 6 минут
564

Первая в России. На Урале отправился в рейс поезд, управляемый женщиной

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. «АиФ-Урал» 08/03/2023
ОАО "РЖД"

«Мечта сбылась! Я счастлива!» - с этими словами первая в России женщина-машинист поезда дальнего следования Оксана Соколова, работающая на Свердловской железной дороге, отправилась в самостоятельный рейс. Поезд № 115 «Томск – Адлер» она ведёт от Екатеринбурга до станции Дружинино.

Улыбнулась удача

В детстве Оксана жила рядом с железной дорогой. С подружками они часто бегали к магистрали, чтобы приветственно помахать машинистам. «Я тогда мечтала оказаться в кабине локомотива, управлять им», - признаётся Оксана Соколова. И смеясь добавляет: «Только я почему-то была уверена, что там есть руль».

«Я счастлива!» Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко

Путь к осуществлению мечты оказался долгим, ведь профессия «машинист» была сугубо мужской на законодательном уровне. Повзрослев, Оксана работала в торговле, преподавала в техникуме, воспитывала троих детей. Однако в январе 2021 года вступил в силу приказ Минтруда о сокращении запрещённых для женщин профессий, благодаря чему девушки получили право работать в том числе и машинистами. «Я штудировала интернет в поисках возможности обучения, - говорит Оксана. – И удача мне улыбнулась. Моя мечта сбылась, и я счастлива!»

У Оксаны есть все качества, необходимые в этой профессии, - говорит машинист-инструктор локомотивной бригады Михаил Ганькович. – Она решительная, ответственная, смелая и, что немаловажно, уверенная в себе.
Оксана благополучно прошла обучение, сдала квалификационный экзамен на право управления электровозом, показала себя с самой лучшей стороны на собеседовании, прошла стажировку под руководством одного из самых опытных машинистов, благодаря чему участки железной дороги от Екатеринбурга до станции Дружинино, Перми, Тюмени знает как свои пять пальцев. 6 марта Оксана отправилась в свой первый самостоятельный рейс как машинист поезда № 115 «Томск – Адлер», который она доведёт до станции Дружинино.

К вниманию к своей персоне – ещё бы, первая в России женщина машинист поезда дальнего следования! – Оксана относится спокойно. Во-первых, волнение перед рейсом не лучший спутник. А во-вторых, она не считает себя особенной. «В кабине локомотива нет мужчины и женщины, есть машинист и помощник машиниста, - говорит Оксана. – Я просто выполняю свою работу. Да, на мне, как на любом машинисте, лежит большая ответственность, в том числе за принятие решений и действия в нестандартных ситуациях. Но я к этому готова».

Осмотр механической части электровоза. Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко

«У Оксаны есть все качества , необходимые в этой профессии, - говорит машинист-инструктор локомотивной бригады Михаил Ганькович. – Она решительная, ответственная, смелая и, что немаловажно, уверенная в себе. И очень педантична к выполнению инструкций – это качество вообще свойственно женщинам. Так что, думаю, путь в машинисты поезда для них открыт.Тем более что современные локомотивы компьютеризированы и управлять ими даже физически стало легче».       

Впереди – долгий путь

Перед тем как отправиться в путь, Оксана Соколова прошла на специальном терминале предрейсовый инструктаж, который включает в себя в том числе информацию об особенностях участка пути и о любых изменениях на нём, вплоть до изменения погодных условий. Медкомиссия – это ещё один обязательный этап допуска к работе. Машинисты проходят термометрию, алкометрию, измерение артериального давления и пульса. Все параметры у машиниста Соколовой оказались в норме. Последний этап – проверка специальных «часов», которые будут на запястье Оксаны на протяжении всего пути следования.

«Это система контроля бодрствования машиниста, - рассказывает помощник машиниста, напарник Оксаны Соколовой Альберт Касимов. – Если у машиниста теряется способность управлять локомотивом, к примеру, если он задремал, «часы» мгновенно на это реагируют и подают сигнал. Тогда машинист должен непременно встать и нажать кнопку, подтверждая свою работоспособность. Если этого не произошло, следует световой сигнал, если и на него нет реакции – звуковой: свист. При отсутствии реакции машиниста через семь секунд срабатывает автостоп. То есть происходит экстренное торможение поезда».

Оксана проходит предрейсовый инструктаж. Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко

С помощником машиниста Альбертом Касимовым Оксану Соколову свёл... психологический тест на совместимость. По его результатам формируется локомотивная «команда». Альберт и Оксана, конечно, знакомы, но вместе отправились в рейс впервые. Обращаются они друг к другу на вы. «Пока», - улыбнувшись, заметил Альберт.

…Поезд «Томск – Адлер» прибывает на первую платформу железнодорожного вокзала Екатеринбурга. Оксана Соколова деловито проводит осмотр технической части электровоза. Подходит к лестнице в кабину машиниста и, смущённо принимая букет цветов, говорит: «Я благодарна своим детям за моральную поддержку, благодарна инструкторам, коллегам – они вложили в меня столько сил! Впереди у меня долгий путь – предстоит ещё учиться, учиться и учиться. Но, я уверена, мои наставники будут мной гордиться». А уже из кабины машет всем провожающим рукой: «Всё будет хорошо!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах