Решение этой проблемы городская администрация видит в «антистимулирующих мероприятиях», которые заставят горожан пересесть с личных автомобилей на автобусы, троллейбусы и трамваи.
— Общественный транспорт должен стать основным средством передвижения по городу, — уверен заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович.
Позиция городских властей понятна — таким образом они надеются разгрузить городские улицы, которые сегодня в часы пик превращаются в одну гигантскую пробку. Но сможет ли общественный транспорт в том виде, в каком он существует сегодня, справиться с этой задачей? Да и захотят ли привыкшие к комфорту автомобилисты пересаживаться в не первой свежести трамваи и троллейбусы, трястись в дребезжащих маршрутках, замерзая в них зимой и изнывая от зноя летом?
Специалисты уже давно (и надо сказать, небезуспешно) работают над проектами, которые помогут решить транспортную проблему уральской столицы. Один из перспективных и многообещающих — кольцевая монорельсовая дорога.
Главное преимущество этого надземного транспорта — отсутствие пробок, а значит, высокая скорость передвижения. По замыслу автора проекта, Геннадия Оберюхтина, эта одно-двухпутная воздушная трасса будет проходить на высоте трех-пятиэтажного дома и даже сможет входить внутрь зданий, где будут организованы «пересадочные пункты». В перспективе она свяжет Екатеринбург и с его городами спутниками — Первоуральском, Верхней Пышмой и Березовским.
Тем, кому этот проект покажется фантастичным, напомню, что первый в мире монорельс появился еще в XIX веке. Причем случилось это именно в России — в 1820 году Иван Эльманов из села Мячково (Подмосковье) построил «Дорогу на столбах» (по ее верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули за собой лошади.) В XIX веке было предложено множество самых разных проектов монорельсовых трасс (существовали даже велосипедные монорельсы). Сегодня такие дороги можно найти в Японии, Германии, США, Канаде, Объединенных Арабских Эмиратах и других странах. Монорельсовая дорога действует в Москве, строятся они в Санкт-Петербурге, Киеве.
Растущая популярность этого вида транспорта вполне объяснима. Так, по сравнению с одним из главных своих конкурентов — метро — монорельсовая дорога имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, возвести ее можно намного быстрее (для сравнения, строительство первой линии екатеринбургского метро — всего семи станций — заняло больше 30 лет). Кроме того, это будет на порядок (по оценкам экспертов, до 15 раз) дешевле, чем прокладывать туннели и оборудовать всю инфраструктуру «во глубине уральских руд».
— Зачем зарывать деньги в землю, если строительство монорельсовый дороги быстрее, дешевле и перспективнее? — задается риторическим вопросом автор проекта Геннадий Оберюхтин. — А освободившиеся силы и средства метростроевцев можно, к примеру, бросить на оборудование многоэтажных подземных паркингов. Это, в свою очередь, поможет освободить дороги от тысяч припаркованных там автомобилей.
Есть свои преимущества у монорельсовой дороги и перед другим перспективным проектом — высокоскоростным трамваем, который планируется пустить до нового района Екатеринбурга «Академический». Чтобы проложить рельсы для нового трамвая, нужно будет выделять землю, возможно, вырубать деревья или даже сносить дома. Монорельсовая дорога таких недостатков лишена — все, что нужно будет установить на земле, — это опоры и подъемы на станции для пассажиров.
При этом предложения Геннадия Оберюхтина во многом совпадают с основными положениями схемы развития общественного транспорта Екатеринбурга (она разработана в рамках Генерального плана города до 2025 года). И, по словам, заместителя главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Владимира Крицкого, они будут использоваться при развитии комплексной транспортной схемы уральской столицы.
Что ж, будем надеяться, предложения инициативного уральца действительно будут услышаны. Именно они могут стать тем мечом, который разрубит неразрешимый транспортный гордиев узел уральской столицы. И делать это нужно уже сегодня — ведь не за горами чемпионат мира по футболу-2018 и Всемирная выставка «Экспо-2020» (которые, хочется надеяться, екатеринбуржцы смогут увидеть лично). И очень не хотелось бы ударить в грязь лицом перед всем миром из-за того транспортного коллапса, который, судя по всему, уже не за горами.
КСТАТИ
В рамках Петербургского международного экономического форума, прошедшего этим летом, состоялся круглый стол «Вызовы глобальным городам», где собрались мэры крупнейших мегаполисов мира (Чикаго, Дели, Хельсинки, Москва и др.). Среди главных «угроз» для современного города были названы и транспортные проблемы.
Выступая на этом совещании, губернатор Свердловской области Александр Мишарин предложил совместными усилиями разработать новый, специализированный вид транспорта для мегаполисов.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:
Главный архитектор Барселоны, профессор Хосе-Антони Асебильо Марин:
— У Екатеринбурга есть шанс показать себя с новой стороны (во время выставки «Expo-2020». — Прим. авт.) благодаря трансформации уже существующих транспортных потоков и внедрению новых видов транспорта. Транспортная проблема — общая для всех крупнейших городов мира, уверен, они поддержат вас в поисках новых видов передвижения.
На правах рекламы