Примерное время чтения: 8 минут
586

Новый хит свердловских подростков – экстремально опасные развлечения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. «АиФ-Урал» 26/06/2013

При этом никто не задумывается о том, что такая «забава» уже на порядок опаснее. Многотонный поезд с десятками вагонов - это не одинокий, медленно ползущий трамвай.

Да и факторов риска на железной дороге в разы больше: кроме падения с поезда, можно получить удар током, зацепиться за негабаритный объект… При этом помощи, если (а вернее, когда) случится несчастье, в чистом поле ждать неоткуда. Приятели-«зацеперы» в лучшем случае могут только позвать взрослых.

Совсем недавно в Подмосковье на крыше пригородного электропоезда обнаружили двух человек с электротравмами. Подросток 17 лет погиб, а 25-летнего мужчину в тяжёлом состоянии доставили в реанимацию. Молодые люди были представителями движения «зацеперов».

Между тем для получения смертельного удара током не обязательно даже дотрагиваться до провода контактной сети. Достаточно приблизиться к нему на небольшое расстояние: создастся так называемая электрическая дуга, и человек получит сильнейший удар током. При этом он легко может упасть на путь и попасть под колёса поезда.

Путеводитель на тот свет

Но все это горе-«зацеперов» не останавливает. Они предпочитают считать, что, если сами сделают всё как надо, ничего страшного не случится. А на неумолимую статистику несчастных случаев просто… не обращают внимания.

Популярность «зацеперства» сегодня растёт - причём настолько, что железнодорожники начинают бить тревогу. У «зацеперов» есть свои сайты и многочленные (по большей части закрытые) группы в популярных социальных сетях (их адреса мы по понятным причинам не даём). Там подростки знакомятся, хвастаются друг перед другом, выкладывают снятые на камеры телефонов видео поездок, соревнуются в том, кто дольше продержится на подножке или проедет на самой быстрой электричке.

При этом самое страшное и обидное - ещё и дают советы, как стать «зацепером».

Обычно никто не думает о том, как рано или поздно заканчивается «карьера» любого такого «наездника». Подростки предпочитают не говорить ни о друзьях, на всю жизнь оставшихся инвалидами, ни об их родителях, которые остаются жить с этим горем, ни тем более о машинистах поездов, которые по инструкции обязаны лично осмотреть место происшествия. Даже для профессионально подготовленного человека вид окровавленного тела - это тяжелейшая психологическая травма.

Уральские «Дарвины»

Впрочем, даже в самой молодёжной среде отношение к таким сверстникам далеко не однозначное. Кто-то просто смеётся над ними, кто-то уверен, что решаются на такие поездки они «не от большого ума».

«У меня друг на глазах сорвался с поезда. Остался без ноги. Думаете, хоть кто-то из его приятелей-«зацеперов» хоть раз пришел его проведать? Правда, до одного знакомого дошло - послал «движение» куда подальше после этого случая… Я бы вообще всех, кто решит в первый раз на электроне проехаться, сначала в больницу посылал - пусть посмотрят на будущее своё. Подумают, как будут потом до конца жизни в инвалидном кресле милостыню в переходе просить. Может, хоть после этого мозги заработают», - пишет в одной из «профильных» групп пользователь под ником AkaRulzzz. «Инвалиды ума. Рискуют глупо. И гибнут глупо. Что сказать - естественный отбор. Отличные кандидаты на премию Дарвина!» - соглашается пользователь Alex (премия Дарвина - виртуальная награда, раз в год присуждается людям, которые погибли наиболее глупым способом. - Прим. ред.).

Круче жизни

Комментарий эксперта:

 

Владимир Якунин (фото с сайта wikimedia.org)

Владимир ЯКУНИН, президент ОАО «Российские железные дороги» (в блоге):

- Зацепинг - это не российское явление, оно пришло к нам с Запада и сегодня превратилось в серьёзную проблему для железной дороги. Настолько серьёзную, что мы собираемся обратиться в правительство и предложить радикально ужесточить ответственность за такие правонарушения.

Мало того, что «зацеперы» легко рискуют собственной жизнью, они подают дурной пример для подражания. В данном случае заявление о том, что человек вправе распоряжаться своей жизнью, является безнравственным. Если ты живёшь один в горах и вдруг решил сигануть с вершины в пропасть - это твоё личное дело. Но если ты живёшь в обществе, то обязан считаться с правилами поведения и этикой этого общества. Кроме того, у каждого такого экстремала есть родные. Невозможно представить себе горе родителей, которым приходится хоронить совсем молодых ребят, тем более так глупо погибших. Пренебрежительное отношение к жизни, которая дана нам природой, Богом (в зависимости от того, кто во что верит), это никакая не смелость, а свидетельство убогости и ограниченности мышления.

Что же привлекает в такое «движение» молодёжь? Что заставляет подростков рисковать жизнью - так бессмысленно, так откровенно и до обидного глупо? Ведь не желание же, в самом деле, сэкономить несколько десятков рублей?

- Очень часто подростками движет желание любой ценой доказать сверстникам свою «крутость», - рассказывает детский психолог Ирина МАЛЫШЕВА. - Глупо? Конечно, глупо. Но как объяснить это подростку? В определённом возрасте они почти перестают обращать внимание на слова взрослых, в том числе и родителей. А мнение окружающих, наоборот, становится очень важным. Здесь нужно не говорить - а действовать. Не надо жалеть детей, которые остались прикованы к постели до конца жизни, - нужно вовремя остановить их. Крикните, сделайте вид, что рассержены, часто этого бывает достаточно, чтобы «спугнуть» ребят.

Свердловская магистраль также призывает граждан не оставаться равнодушными к проблеме, проявлять бдительность и активную гражданскую позицию. - Если Вы заметили подростков или других посторонних лиц, находящихся в опасной близости от железнодорожных путей или катающихся на поездах вне пассажирских вагонов, сообщите об этом в правоохранительные органы или работникам железнодорожного транспорта. Тем самым Вы поможете предотвратить трагедию, - говорят в руководстве СвЖД.

                                                                         
Справка
Зацепинг (трейнхоппинг, трейнсёрфинг) - экстремальный проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве, на элементах наружной арматуры подвижного состава и т. д.

К слову, на СвЖД действует специальная программа по снижению травматизма и обеспечению безопасности граждан на объектах железнодорожного транспорта. Только в текущем году на профилактику травматизма направлено 24 млн рублей. Перед началом каникул в школах провели специальные профилактические занятия, сейчас такие же «уроки жизни» идут в детских лагерях. Организуются даже совместные с полицией рейды на объектах железной дороги. Только в первом квартале этого года во время таких рейдов задержано более 9 тысяч нарушителей, 7,5 тыс. человек оштрафованы на общую сумму 133 тыс. рублей.

Но все это - борьба с проявлениями «болезни». Получится ли когда-нибудь справиться с её причиной? Как знать. Говорят, человеческая глупость - непобедима… Но попробовать всё-таки стоит. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах