Почему безучастны?
«Парк Победы – центральный в нашем городе, – рассказывает житель Ревды Вячеслав. Здесь стоит памятник труженикам тыла. Раньше в парке любили гулять родители с детьми и пенсионеры, регулярно проводились спортивные соревнования. А что сейчас? Вот смотрю из окна и вижу: всё перекопано вдоль и поперёк, глина и грязь кругом! Здесь стройка велась, вот и развели бардак, а когда закончилась – бросили всё и ушли. У вновь открывшегося магазина немного прибрали, а мусор оттуда – палки с гвоздями, пустые поддоны – всё в парк теперь тащат».
Ни подойти, ни подъехать – это про парк Победы в Ревде. Называть его так у местных жителей больше язык не поворачивается. «Скорее парк позора», – горько замечают они. Разрушение парка началось в прошлом году: ради строительства нового магазина между площадью Победы и парком была отрезана часть территории. Всё это время в парке рылись траншеи для прокладки коммуникации, выкорчёвывались деревья с корнями. Ревдинцы не перестают возмущаться: эти деревья ещё их родители сажали – в память о ветеранах, и что теперь? В течение многих лет 9 мая в парке Победы собирались все жители Ревды, здесь любили прогуливаться горожане. До юбилея – чуть больше двух недель, а в парке – грязь вперемешку с глиной, горы мусора и ямы, оставшиеся от выкорчеванных деревьев. Гулять здесь опасно не только детям, но и взрослым – падение в ямы чревато серьёзными травмами.
По словам горожан, к происходящему в парке Победы администрация остаётся безучастна. Чиновники то ли делают вид, что не замечают поруганный сквер, то ли им действительно всё равно.
Зачем вырубают?
Жители Свердловской области неоднократно выступали с предложением не только вспоминать о героях войны перед знаменательными событиями, но и сделать это обязательным элементом школьной программы. Между тем порой кажется, что дети об истории военных лет знают больше нашего: для школьников регулярно проводятся выездные экскурсии и уроки в музеях. «Наверное, и чиновникам нашим это было бы полезно, – замечает член общества охраны памятников и культуры Геннадий Сергеев. – Ну сами посудите, территорию бывшей Сенной площади в Екатеринбурге, включая университетский сквер и территорию парка имени Павлика Морозова, лишают тополиной аллеи. А ведь сажали эти тополя девушки-студентки и ребята-фронтовики в 1947 году. Получается, что посаженные топольки были 45-го года рождения – ровесники Победы! Когда разлетелись из стен университета выпускники-фронтовики, эту прекрасную тополиную аллею в пять-шесть рядов – почти лес – стали связывать с памятью о них, а много лет спустя усилиями горожан эта память была оформлена в виде установленного камня – стелы с памятной доской».
По мнению общественника, вся озеленённая территория по праву может и должна называться сквером Победителей. Только вот срезают безмолвных очевидцев тех лет под самый корень. И всё это – под предлогом борьбы с тополями, названных когда-то едва ли не главной опасностью для горожан. «Тополя были просто оболганы, тогда как они, питаясь углекислотой воздуха, выделяют кислорода минимум вдвое больше любых других деревьев. То, что происходит в сквере, иначе как утратой исторической памяти назвать нельзя…» – уверен Геннадий Сергеев.
В забвение сегодня погружаются многие памятники на Среднем Урале. Тревожные сигналы поступают в редакцию «АиФ-Урал» со всей области. И, если о центральных монументах ещё как-то заботятся – чистят, моют и подкрашивают, те, что не видны, всё больше приходят в запустение, и дела до них нет никому.
Евгений Бунтов, ветеран Афганской войны, писатель:
– Я считаю, что политика местной власти должна быть патриотична. Если чиновники на местах никак не реагируют на происходящее, это очень плохо. Сегодня во многих регионах у власти находятся те, кого мы называем «молодёжь 90-х» и кого воспитывать надо. Отсутствие должного финансирования не может быть в этой ситуаций оправданием. У нас бывают георгиевские сходы. Вместе с кадетами и их семьями мы ухаживаем за могилами тех, кто пролил кровь за родину. Некоторые из них выглядят брошенными – некому там порядок приводить. Приходишь – и кладёшь цветы на могилу, и не важно, испачкал ты ботинки или нет, подбираясь к ней. Это нравственный акт, это важно. То, что происходит в отдельных городах области, сигналы для нас: каково состояние молодёжи, социальной среды в этом конкретном населённом пункте? Многое упущено – это правда.