«Трамвай построить — это вам не ешака купить», — сказал герой романа Ильфа и Петрова «12 стульев» на открытии первой в городе трамвайной линии. Ровно 95 лет назад, 7 ноября 1929 года, в столице Урала появился новый и до сих пор самый экологичный вид общественного транспорта. Подробности — в материале ural.aif.ru.
Мечтали ещё при царе
Вообще-то запустить трамвай в Екатеринбурге мечтали ещё задолго до Октябрьской революции. Впервые этот вопрос был поднят летом 1896 года. Купец, хозяин местной электростанции Андрей Елтышев заявил в городской думе, что намерен построить электрическую железную дорогу. Гласные (депутаты) его дружно поддержали, а через пару с половиной лет единогласно решили предоставить ему концессию на строительство. Были разработаны технические условия, получено разрешение Министерства внутренних дел (так тогда полагалось), но работы так и не начались. В Российской империи грянул экономический кризис, и о трамвае благополучно забыли.
Идею попытались реанимировать через десять лет, но на этот раз всё уперлось в бюрократию. Потом началась Первая мировая, после неё — Гражданская война, и людям стало уже совсем не до трамвая.
Однако шло время, Екатеринбург стал центром Уральской области, потом был переименован в Свердловск, население увеличилось, а автобусное сообщение, запущенное в 1924 году, с потоком пассажиров не справлялось. Проект строительства трамвая для столицы Урала был разработан Московским государственным электротехническим трестом. Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР дало добро, и дело пошло.
Строители и комсомольцы
Первая трамвайная линия была длиной 7 км, и построили её в какие-то немыслимо рекордные по тем временам сроки — менее чем за два года. Она соединяла железнодорожный вокзал и Цыганскую площадь (ныне — территория Южного депо) и пролегала по современным улицам Фрунзе, 8 Марта, проспекту Ленина, улицам Толмачёва и Свердлова.
7 ноября 1929 года на площади у трамвайного парка собралось много горожан. Состоялся торжественный митинг, посвященный открытию движения. Председатель горисполкома Анна Бычкова разрезала красную ленту, и десять вагонов один за другим под звуки оркестра и аплодисменты свердловчан поехали по улицам города.
К слову, Анна Бычкова — женщина поистине легендарная. В столице Урала был единственный за всю её историю прецедент, когда город ненадолго, с марта 1929 по ноябрь 1930 года, возглавила женщина. Как в царское, так и в советское время Анна Николаевна многократно арестовывалась, ссылалась, подвергалась репрессиям, однако прожила почти сто лет. Выйдя на пенсию, она до конца жизни играла роль «свадебного генерала» (старой большевички).
Первыми пассажирами свердловского трамвая были рабочие — строители трамвайной линии и комсомольцы городского коммунального хозяйства. Для ночной стоянки и ремонта вагонов на Цыганской площади был запроектирован парк с мастерскими, а на территории нынешнего Южного автовокзала построили первый диспетчерский пункт, который простоял там до 1950-х годов.
Зачем две кабины?
Интересно, что первые трамваи были деревянные, обшитые листами железа и... двухкабинные. Дело в том, что на конечных станциях в те годы не было разворотных колец, а линии были однопутными. Доехав до конечной, водитель переходил в другую кабину и продолжал движение в обратном направлении.
В каждом трамвае был кондуктор, который объявлял остановки и контактировал с водителем с помощью верёвки, соединявшейся со звонком. Один звонок — можно отправляться, два — необходимо задержаться, три звонка — в салоне ЧП. В холодное время года вагоновожатый согревался при помощи двух кирпичей: на одном сидел, а второй в это время набирал нужную температуру на печке на конечной станции. Что касется пассажиров, то им приходилось мёрзнуть: отопления в трамваях не было.
По вечерам по бокам на крыше трамвая загорались разноцветные лампочки: красные, синие или зелёные. По ним стоящие на остановках люди в тёмное время суток могли издалека определить, трамвай какого маршрута приближается.
Строительство трамвайных линий в Свердловске шло фантастическими темпами. Новые участки сдавались практически ежегодно. Уже через пять лет после пуска первого трамвая в городе имелось 34 км путей, по которым курсировало более 130 вагонов.
В те годы трамвай играл огромную роль в жизни города. Свердловчане даже поставили рекорд: по данным газеты «Уральский рабочий», в 1934 году скорость наших трамваев была самой высокой в мире — 18 км в час. Правда, возникли проблемы, связанные с необходимостью регулярно ремонтировать пути: в 30-е годы прошлого века основными инструментами путейцев были лом и лопата. Тем не менее в городе постоянно проектировались новые линии. Процесс строительства сильно замедлился после 22 июня 1941 года: началась Великая Отечественная война.
На военные рельсы
Экономика да и вся жизнь Свердловска была переведена на военные рельсы. В трамвайном депо на ул. Фрунзе был создан цех по производству снарядов, где работали бывшие вагоновожатые, кондукторы, контролёры. При этом трамваи оставались очень востребованными. В город было эвакуировано множество фабрик и заводов, а почти весь автомобильный транспорт был отправлен на фронт. Именно на трамваях тогда перевозили военную продукцию, раненых, дрова и уголь, почту, продукты и прочие грузы.
Строительство трамвайных линий в войну не прекратилось, однако их основное назначение поменялось. С 1941 по 1945 год было построено 20 подъездных путей к промышленным предприятиям, а также три новые трамвайные ветки.
В городе катастрофически не хватало вагонов. Вместо плановых 120 машин на линии выходило 75-90. Высококлассные мужчины-ремонтники ушли на фронт, женщины и подростки заменить их не могли. Кроме того, был огромный дефицит запчастей. Тогда было принято «безумное», на первый взгляд, решение: вывезти простаивавшие, но рабочие вагоны из блокадного Ленинграда!
С огромными сложностями, под авиационными бомбёжками и артиллерийскими обстрелами начальник технического отдела Алексей Попов организовал доставку из окружённого города на Неве 60 трамваев, пробитых пулями и осколками. В 1943 году 30 моторных и 30 прицепных вагонов дореволюционной постройки и запчасти к ним прибыли в Свердловск.
Показательно, что 9 мая 1945 года на улицы города вышел Трамвай Победы: он сообщал жителям города, что война закончилась.
Единственный в России
До 1958 года по Свердловску ходили в основном деревянные трамваи, но к 41-й годовщине Октября из Чехословакии прибыли первые 13 металлических обогреваемых вагонов, которые на полвека определили облик столицы Среднего Урала. К середине 1970-х годов подвижной состав был полностью обновлён, а Свердловск вошел в топ-5 городов СССР с самым развитым трамвайным движением.
До последнего времени в Свердловской области было четыре системы этого вида общественного транспорта: две крупных — в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, две совсем небольших — в Волчанске и Краснотурьинске. В 2022 году трамвай появился в Верхней Пышме. Это первый и на данный момент единственный в России междугородний трамвайный маршрут.
Самая экзотичная линия, несомненно, действует в Волчанске. Гости города бывают поражены и даже шокированы, когда видят курсирующий по лесу трамвай.
Стоит также отметить, что в годы Великой Отечественной войны в Свердловске впервые появились «братья» трамваев — троллейбусы. Государственный комитет обороны принял решение проложить в Свердловске троллейбусную линию от ул. Фрунзе до посёлка Нижнеисетск, где разместился эвакуированный из Киева завод химического машиностроения. Возникла большая проблема доставки рабочих к цехам. 17 октября 1943 года в городе была построена троллейбусная линия протяжённостью 9,8 км. Но это уже совсем другая история.