Примерное время чтения: 9 минут
777

Второй век Октября. Почему россияне не могут забыть советский праздник

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. «АиФ-Урал» 07/11/2018

Следы эпохи

День Великой Октябрьской социалистической революции был отменён почти три десятка лет назад, сегодня его отмечают только в Белоруссии и Приднестровье, но для многих он до сих пор является праздником. Конечно, в основном это люди за 45-50 лет - те, кто родился и жил в эпоху СССР.

Несмотря на то, что 7 ноября ещё при Ельцине «окрестили» Днём согласия и примирения и сделали рабочим днём, а потом вообще перенесли на 4 ноября и назвали Днём народного единства, в умах старшего поколения этот день ассоциируется с событиями, которые произошли в стране 101 год назад.

Что само по себе не удивительно. В том же Екатеринбурге многое напоминает нам об Октябрьском перевороте и героях той эпохи. Несмотря на развал СССР, никуда не делись улицы Октябрьской революции и 40 лет Октября, Октябрьская площадь, множество памятных досок на зданиях, памятники Владимиру Ленину и Якову Свердлову. Многие коренные свердловчане до сих пор по привычке называют кинотеатр «Колизей» «Октябрём». Следы той эпохи можно увидеть повсеместно.

В Екатеринбурге революция прошла гораздо «прозаичнее», чем в Петрограде, но историки выдвигают версию, что местные большевики знали о грядущем перевороте за несколько дней до 25 октября. В тот день в городе состоялось первое заседание вновь избранного Совета рабочих и солдатских депутатов, коммунисты его явно к чему-то готовили. Кроме того, накануне несколько уральцев уехали в Питер на II Всероссийский съезд советов и, скорее всего, делились с земляками оперативной информацией.

Праздничная демонстрация в Свердловске. 7 ноября 1947 года.
Праздничная демонстрация в Свердловске. 7 ноября 1947 года. Фото: www.1723.ru

В ночь с 25 на 26 октября по линии железнодорожников в столицу Урала пришли две телеграммы. В одной из них говорилось: «Зимний дворец взят. Министры арестованы. Никто не ранен». Вторая гласила: «Военно-революционный комитет, созданный исключительно Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов, в настоящее время фактически стоит у власти». Обыватели, конечно же, мало что поняли, но для уральских большевиков какой-то неожиданностью события Октября не стали.

Под дулом винтовки

К тому времени в столице Урала уже существовали первые отряды Красной гвардии, главным организатором которой был балтийский матрос Павел Хохряков. Но вооружённые рабочие не стали преградой для контрреволюционных настроений, самым серьёзным следствием которых стал бунт почтово-телеграфных служащих. В течение 6 дней - до 31 октября - они не давали горожанам никакой достоверной информации, более того, распускали слухи, что якобы к Екатеринбургу уже движутся правительственные войска и что новой власти со дня на день придёт конец.

Правда, большевики пытались наладить работу телеграфа своими силами. Римма Юровская (одна из первых уральских комсомолок, дочь цареубийцы) вспоминала: «На почту пришёл отряд людей, которые были более или менее знакомы с аппаратами. Кто-то под дулом винтовки привёл директора почты к аппарату и заставил показать, как работать. Но утром пришла толпа барышень и учащихся, стали кидать камни в окна и двери и встретили нас как штрейкбрехеров…» В конце концов с телеграфистами удалось договориться.

Имел место и такой случай: после винных погромов в Питере уральские большевики решили уничтожить склады со спиртом в Екатеринбурге и вылили его в речку Мельковку. Однако алкоголь, не смешиваясь с водой, потёк в Городской пруд. В результате уже с утра горожане толпами собирались на берегу, черпали его пригоршнями, ковшиками, вёдрами, тут же пили.

Проверку зелёным змием не прошли и представители новой власти. В газете «Уральская жизнь» читаем: «К чести красногвардейцев первая смена, состоящая из рабочих ж. д. мастерских, устояла перед искушением и в 4 часа утра не имела в своей среде ни одного пьяного. Вторая смена красногвардейцев, занявшая посты с 4 утра, поступила иначе и почти вся перепилась».

Журналист того времени также отмечает, что один из городских водовозов набрал полную бочку спирта, разбавленного водой, и за 50 копеек угощал всех желающих.

«Весёлое» время

Не менее «весело» встретили Октябрь и в других городах Среднего Урала. Например, в Ирбите революция ознаменовалась погромами винных складов и магазинов. При этом беспорядки привели к весьма тяжёлым последствиям. На почве дележа («Грабь награбленное!») и повального пьянства начались пожары, в которых погибло около 200 человек. Чтобы установить хоть какой-то порядок, в городе спешно был создан Комитет общественной безопасности, организовывались вооружённые дружины, в которых поначалу участвовали все слои населения - буржуазия и пролетариат, большевики и эсеры, солдаты и мещане. При этом первое время продолжала работать старая власть: земская управа и городская дума.

Провозглашение советской власти в Верхотурском уезде вызвало массовые забастовки служащих. В Нижнем Тагиле эсеры, поддержанные интеллигенцией, также выступили против большевиков.
Начало революции на Среднем Урале было сумбурным, в разных городах она вершилась по-разному, но в первые месяцы никто и предположить не мог, к каким последствиям она приведёт. Однако в декабре 1917 года на дутовский фронт был отправлен первый отряд уральцев, а в начале следующего года в Екатеринбург начали прибывать первые погибшие красногвардейцы. Начиналась Гражданская война.

Не наступить на те же грабли

Андрей Титов, режиссёр-доку­мен­та­лист:

- Октябрьский переворот живёт в каждом, кто родился и жил в Советском Союзе. Но мы отмечаем не дату, не праздник, а тот след, который оставили события той поры в нас, в наших мамах и папах, бабушках и дедушках, в наших более далёких предках. История - явление многоплановое, у неё нет знака плюс или минус. Отмечая Октябрьскую социалистическую революцию, мы вспоминаем не кровь и многочисленные человеческие жертвы, а идеалы советской эпохи, то светлое будущее, которое нам обещали и которое должно было обязательно наступить. Те добрососедские отношения между людьми, когда в деревнях дома никогда не запирали на ключ, а в городах клали его под коврик перед дверью в квартиру.

Свойство человеческой памяти состоит в том, что человек ориентирован по преимуществу на что-то хорошее, доброе, светлое. Кроме того, подсознательно мы не ассоциируем себя ни с Днём согласия и примирения, ни с Днём народного единства. Минин и Пожарский, при всём уважении, оставили в нас меньший след, чем последствия Октября.

И, в любом случае, события 100-летней давности необходимо изучать, причём по разным источникам, особенно тем, кто не застал Советский Союз. Беда СССР заключалась в том, что мы изучали историю по одному учебнику. В 90-х всё, что касается той эпохи, преподносили в чёрном свете. И то и другое - крайность. К сожалению, наступать на грабли - наша национальная забава, а причина этого явления - отсутствие любопытства.

Дефицит радости

Анна Кирьянова, философ, психолог:

- Уральцы неохотно отказываются от Дня Октябрьской революции не потому, что одобряют события той поры, а потому, что не хотят лишаться Праздника (с большой буквы).

На самом деле в умах людей этот день не был связан с политикой, они шли на демонстрации, несли флаги, гвоздики и шарики, потому что это было весело, интересно. К этой дате готовились загодя, договаривались, распределяли роли. И хотя в стране была нехватка многих товаров, в магазины в этот день выбрасывали дефицитные продукты, разнообразные вкусности. Люди делали друг другу подарки, дарили открытки, накрывали праздничный стол, за которым собиралась вся семья. Они понимали, что происходит что-то очень важное, чувствовали единение, ощущение праздника было у всех. У нас была уникальная общность - советский народ. Естественно, что человек старшего поколения с тоской вспоминает то время, когда все мы были вместе, когда были живы его родители.

Но дело не только в этом, то же самое можно сказать и о других праздниках. Возьмём, к примеру, Новый год. Люди не отказывались от ёлки даже в годы репрессий, когда отмечать его запрещалось. Ёлку не удалось «выселить» даже из квартир многих партийных и комсомольских работников. Рождество и Пасха также уцелели, несмотря на воинствующий атеизм советского времени. Директивы властей оказались бессильны перед народной традицией.

Сегодня Праздника не стало. Люди из года в год чувствуют дефицит радости. Да, по сравнению с эпохой СССР жить мы стали лучше, в магазинах можно купить всё - были бы деньги, у нас стало больше выходных. Но праздников стало меньше. Они стали более блёклыми и скучными.

Власти попытались найти замену Дню Октябрьской революции, учредили День народного единства, но… Нужно признать, что праздника не получилось. Его отмечают лишь узкие группы населения, для подавляющего большинства это лишний выходной, не более того. Думаю, что причина кроется в социальном расслоении общества, имущественном неравенстве. Слишком велика пропасть между богатыми и бедными.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах