«Разговоры о переносе столицы ближе к центру нашей родины – благо великое, ведь в этом случае все, кто сидят сверху, хотя бы раз добрались до тех потрясающих мест, где был я, а не пролетали над ними на дорогих самолётах», – считает гость «АиФ-Урал».
«Мы глупые»
– Насчёт воспитательного момента я очень сомневаюсь. Всё-таки картина из плохого человека хорошего сделать не сможет. А вот тут вы все верно говорите – документальное кино способно и должно показывать зрителю настоящую жизнь России, а не ту, что нам пытаются преподнести в новостях. Помню, мы со съёмочной группой две недели добирались до поселка Чекуровка на реке Лена, ехали на всех возможных видах транспорта, очень медленно ехали. И знаете, по России так и нужно передвигаться: не торопясь, погружаясь душой в природу. Тогда и приходит осознание огромности нашей страны, величия ее природы и духа. Медленное передвижение по России – это, прежде всего, познание себя!
– Что вас особенно задевает в таких трудных и долгих путешествиях по России?
– Земля наша огромная, богатая, и каждый её кусочек достоин любви и приложения добрых человеческих рук, а мы по глупой моде торопимся умчаться за границу, лишая себя возможности узнать родную страну, духом которой живем! Путешествуя по родной стране, ты совершаешь открытия каждый день! Открытия, которыми будет питаться душа твоя всю жизнь. И что самое печальное, люди, которые нами руководят, не представляют нашей страны. Согласитесь, это не радует. Даже японские туристы каким-то образом находят это место на Лене и приезжают туда, потому что там красота необыкновенная, Богом созданная. А товарищи, которые в правительстве сидят, при первой же возможности едут куда-нибудь в Майами, а по своей стране никогда путешествовать не станут. Им здесь не интересно совершенно.
Души не хватает
– Неужели всё это некому изведать, заснять, показать людям? Хотя бы таким образом заинтересовать людей в родных местах!
– Вот умрут старые мастера – и документальное кино станет другим. Молодые ребята, которые приходят сейчас, это «поколение пепси». Они мыслят и живут другими скоростями, постоянно торопятся и порой пролетают мимо человеческой души, но это не значит, что нет прекрасных «молодых» фильмов. Например, оператор в съёмке такой ленты играет очень большую роль, ведь в процессе работы надо входить в контакт с героями. Герои, поскольку они не профессиональные актёры, не должны бояться съемочную группу, чувствовать скованность от камеры. Съёмочная группа должна слиться со своими героями, создать единый коллектив. А молодые операторы смотрят на этих героев только через объектив камеры. Многих из них тяготит общение с ключевыми персонажами ленты. Вот скажешь такому снять – он снимет, и сделает это хорошо, но самого главного – души – не хватает!
– Может ли быть, что мы придём к тому страшному моменту, когда документальное кино в нашей стране сойдёт на нет?
– Это происходит уже сейчас, ведь, по сути дела, документальное кино превращается в телевизионный формат. К тому же у нас нет самостоятельного проката, это никого не интересует. Что уж говорить про документальное кино, когда отечественное игровое прокатывается кое-как? У нас ведь в приоритете иностранные блокбастеры! Пичкают ими молодёжь каждый месяц. Наши же – ну, как устроятся. Единственный способ представить документальный фильм своему зрителю – это пробиться, например, на тот же канал «Культура». К тому же на телевидении есть определённые требования. Документальное кино нужно смотреть так, как, слушается симфоническая музыка – Шнитке, Губайдулина, Денисов, всё это сложные композиторы. Это не развлечение, это работа души. А если по телевизору зрителям вдруг станет что-то непонятно между намазыванием бутербродов, хождениями в туалет -человек просто отключился, переключился на другой канал, а от этого падает рейтинг. Телевидению не нужно ничего додумывать, не надо заниматься сотворчеством вместе с режиссёром, а без этого не может быть документального кино в понимании мастеров прошлого, которыми Урал всегда был богат.
Делают, что хотят
– С ваших слов складывается впечатление, будто в нашей стране невыгодно, чтобы люди думали самостоятельно…
– Знаете, а ведь так и выходит. Невыгодно, потому что сейчас нужны другие люди. Нужны те, которые умеют из четырёх вариантов кнопок нажать одну. К слову, у меня жена преподает в институте. Она говорит, что в последнее время студенты не понимают вопросов «Почему?» и «Зачем?». Вот он кнопку нажать может, одну из четырёх, а почему именно её, молодого человека уже ставит в тупик. Раньше всё-таки школа и вуз учили думать. Вот на екатеринбургском Фестивале документального кино «Россия» действительно присутствовал «прикормленный» зритель, понимаете? Они десятками лет приходят на просмотры, чтобы увидеть новые работы документалистов. Но в основном это пожилые люди и пенсионеры. В то же время радует и присутствие на фестивале уральских студентов. Может быть они смогут понести дальше этот факел?
– Может, документальное кино остаётся без поддержки, потому что оно показывает не только красоты, но и проблемы страны?
– Ой, вы что думаете, они чего-то боятся? Думаете, того, что мы что-то такое покажем народу, что спровоцирует массовые волнения, когда возмущённые люди пойдут с вилами на Кремль? Ничего они не боятся… Никогда в жизни такого не будет, хоть что сейчас покажи. Посмотрите, как сегодня СМИ манипулируют сознанием, что хотят, то и делают с народом. Хотят объяснить, что чёрное – это белое, – запросто! На другой день вся страна так думать будет.
Смотрите также:
- Режиссер Владимир Макеранец: «Самое страшное - когда человеку все равно» →
- Нужно действовать! Мы теряем семейные ценности →
- Не «попкорновское» кино →