На Урале вымирает исконно русский вид спорта

«В девяностые годы мы решили пойти по Западному пути развития. В результате все площадки для городошного спорта были заасфальтированы. На их месте появились стоянки для автомобилей. Покрытия были сняты и сданы на металлолом. Сегодня наши национальные виды спорта оказались в загоне», – говорит пятикратный чемпион мира по городошному спорту Владимир Пестерев.

   
   

Коммерческие рельсы

Алексей Заякин, «АиФ-Урал»: Владимир Леонидович, в Советском Союзе городошный спорт по популярности был сравним с футболом и хоккеем. Чуть ли не в каждом дворе люди самых разных возрастов выбивали фигуры и выявляли сильнейших до позднего вечера. Куда сегодня это всё улетучилось?

Владимир Пестерев: После распада СССР все виды спорта встали на коммерческие рельсы. Те, что пользовались популярностью во всём мире, успешно продолжили существование, а наши национальные виды – городошный спорт, лапта, русский хоккей, самбо – оказались в загоне. Мы решили вдруг пойти по западному пути развития. Копировали Европу бездумно. Мы не понимали, что у нас особый менталитет, другие цели и задачи. В результате все площадки для городошного спорта были заасфальтированы. На их месте появились стоянки для автомобилей. Покрытия были сняты и сданы на металлолом. Часть площадок перепрофилировали для занятий большим теннисом. В девяностые годы заниматься им было особенно престижно. Вид спорта, как известно, «президентский». Сам Борис Ельцин его обожал. О городках же все попросту забыли.

– Сегодня, я так понимаю, о каком-то возрождении нашего национального вида спорта говорить также не приходится. Если в девяностые годы молодёжь хотя бы в пародию городков «палки-банки» играла, то теперь и этого во дворах не увидишь.

Досье
Владимир Пестерев. Родился 27 декабря 1967 года в Миассе (Челябинская область). Пятикратный чемпион мира по городошному спорту. Десятикратный победитель первенств России. Двукратный обладатель Кубка мира. Заслуженный мастер спорта.
– Раньше только в Свердловской области было свыше сотни команд по городошному спорту. Проходили региональные первенства, сборная области выезжала на российские соревнования. Сейчас же у нас в городки играет несколько десятков человек. Без административного ресурса нам будет сложно выбраться из этой ямы. Должны быть люди из власти, которые заинтересованы в развитии городков. Скажу, что некоторые регионы – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород – привлекли к развитию чиновников. Там председатели федерации занимают видные политические посты. Естественно, стали выделяться деньги на развитие. К сожалению, у нас такого нет. Только в этом году из-за кризиса наш бюджет урезали в пять раз. Выживаем только за счёт меценатов, которые дают нам деньги для участия в российских турнирах.

– Ещё несколько лет назад в Верхней Пышме даже проходили международные соревнования по городошному спорту. Сейчас, я так понимаю, ничего подобного и близко нет?

– Именно. В 2012 году во время городской реконструкции все наши крытые площадки были снесены. Нам тогда, конечно же, пообещали возвести новое сооружение, однако дело до сих пор не сдвинулось с мёртвой точки. В итоге мы своими силами построили площадку для тренировок, но сегодня она служит скорее для функциональной подготовки, чем для отработки мастерства. Зимой тренироваться ещё сложнее. Сначала надо час побегать с лопатой и убрать снег, а уж только потом брать в руки биту. В области есть семь районов, где развивается городошный спорт. Однако это капля в море. Существует он там не благодаря, а вопреки. Если бы не местные фанатики, которые хоть как-то тормошат молодёжь и власти, то всё бы давно погибло.

   
   

Ставка на массовость

– Развитие любого вида спорта строится на привлечении «свежей крови», новых кадров. Сегодняшнюю молодёжь удивить чем-то сложно. А уж тем более какими-то городками. Есть какие-то пути выхода из тупика?

– Городошный спорт необычайно зрелищен. Мне кажется, он бы пользовался популярностью на телевидении и собирал неплохие рейтинги. Просто сегодня каналы почему-то вообще не хотят его показывать. Этот вид можно сделать массовым, ввести какие-то обязательные уроки в школах. Если бы директора и физруки захотели, то без проблем приобрели разборную пластиковую площадку, которая по габаритам подходит для спортзалов и стоит не таких уж огромных денег. Мы устраивали в одном из городских университетов показательные выступления. Народ охал и ахал. Все были в восторге. Правда, почему-то никто потом не пришёл к нам и не попросился потренироваться. А всё потому, что люди не видят перспективы. Им надо семьи кормить, а городошный спорт не может обеспечить постоянным заработком. Мы ведь и сами днём трудимся, а вечером играем. По-другому, к сожалению, никак.

– Как вы думаете, почему такие зарубежные национальные виды спорта, как регби и гольф, входят в программу Олимпийских игр, а наши городки не смеют о таком даже мечтать?

– В своё время страны, где эти виды спорта очень популярны, вкладывали большие деньги для развития регби и гольфа за рубежом. Сейчас они просто пожинают плоды своих трудов. Чтобы вид спорта стал олимпийским, необходимо его развитие примерно в 75 странах. У нас в списке пока около двадцати государств. Причём раскручивают за рубежом городки выходцы из бывшего СССР, за что им, конечно, честь и хвала. Для развития городошного спорта в год требуется на всю страну порядка 150 миллионов рублей. Сумма в размерах целого государства не такая уж и большая.

Смотрите также: