Непростые для впечатлительного зрителя фильмы были показаны на фестивале сегодня, 4 октября. Две картины: «Березка» екатеринбургского автора Андрея Титова и «После войны» двух московских режиссеров – Евгения Голынкина, а также Вероники Соловьевой – посвящены таким непростым военным и околовоенным темам, которые рождают страх даже у тех зрителей, кто к этим событиям не имел никакого отношения.
Одна из картин рассказала публике о судьбе солдат, ставших из-за ранений инвалидами в 20-летнем возрасте, другая же – о непростой судьбе жены офицера, которая никак не может защитить своего мужа, находящегося далеко в пылу сражений. Она может лишь смиренно ждать и верить в счастливый исход поездки.
Кто здесь герои? И в чем подвиги этих людей? На такие непростые вопросы и пытались ответить авторы документальных лент.
«После войны»
«1999 год. Чечня. Накануне демобилизации 19-летний мальчишка получил смертельное ранение. Он выжил чудом. Понадобилось 12 лет непрерывной борьбы не только с физическим недугом, но и с собственной слабостью и отчаянием. Все это – чтобы научиться жить снова» – таких страшных для родителей историй не одна и не две – их сотни. Война пережевала этих парней и выплюнула, ничего не дав взамен, кроме кошмаров и физического бессилия. В массе своей люди и не подозревают, какие усилия могут потребоваться, чтобы поднять самому ложку… А для кого-то это сильный поступок. Подняться самостоятельно с кровати – это подвиг, подняться по лестнице – подвиг, желание работать – подвиг, поступить учиться – подвиг, сесть за руль трактора – подвиг, пытаться налаживать отношения с девушками, с трудом выговаривая слова, – тоже подвиг. Каждый день – буквально день героя на собственной, локальной войне.
Те действия, что так привычны для здоровых людей, для других, оказавшихся в такой непростой жизненной ситуации, – целое испытание, которое им приходится проходить вновь и вновь. Увечья, нанесенные боевыми снарядами, еще острее воспринимаются, когда понимаешь, что эти ребята жизнь только начали, что у них впереди много-много лет, но уже не до конца полноценных и, возможно, очень одиноких. Уже сейчас, спустя несколько лет после получения травмы, мир вокруг них меняется: знакомые обзаводятся детьми, девушки, ждавшие из армии, просят остаться друзьями, а теперь уже бывшие лучшие друзья постепенно отдаляются. «Думал, что всех я мучаю. Было сильное чувство, что я как обуза. Не мог понять, как со мной живут», – делится с автором фильма один из героев ленты.
Несмотря на все пережитое и еще предстоящие трудности, ребята все равно улыбаются и делятся планами на будущее: «Буду жить дальше», – говорит каждый из них. Более того, даже после пережитого на войне юные бойцы продолжают стремиться обратно в армию, чтобы и дальше служить своей Родине. Каждый надеется вновь вступить в ряды войск, ежедневно преодолевая те превратности судьбы, которые так незаслуженно выпали этим сынам России.
«Березка»
Женский героизм, тему спутниц военнослужащих, взял за основу своей документальной ленты режиссер Андрей Титов. В основу картины «Березка» легла история о ратных днях и мирной жизни уральской семьи – воина-интернационалиста Сергея Аксененко и его супруги Людмилы. «Перед тем как уехать в Афганистан, возле дома я посадил березку и сказал ей: «Поливай ее хорошо. Если дерево будет расти и не засохнет, значит, и со мной все хорошо, а если с ним что-то случилось, то и со мной – неладное». Вот она и поливала каждый день. А еще на балконе у нее была смотровая вышка, и она так боялась за эту березку, что сидела там, наблюдала и гоняла мальчишек, чтобы они не повредили это дерево», – рассказывает с улыбкой Сергей Алексеевич.
В процессе просмотра фильма понимаешь, что вся жизнь офицерских жен – это сплошное дежурство на «смотровой вышке», которое требует такой же немалой силы духа, как и дежурство в ночном военном лагере. Весь день лишь одна мысль: только бы остался в живых. Она не только сбивает всю сосредоточенность на других делах, но и запросто может свести с ума. При этом женщинам с такой судьбой нельзя отключаться от внешнего мира, ведь, помимо переживаний, у них есть дети, которых нужно ставить на ноги.
«Конечно, в голову постоянно лезут плохие мысли… – говорит Людмила Аксененко. – Вот на моих глазах принесли похоронку семье летчика, которая жила напротив; вот другой знакомой, которая даже не успела мужу сказать, что беременна». А помимо этого – постоянные учения на полигоне, командировки, отчеты – всего не перечесть. «Мы больше времени врозь, чем вместе, но от этого и любовь крепче», – делится мыслями супруга Сергея Алексеевича. Участь непростая, но мало кто из спутниц военных захочет бросить ее.
Терпение и вера – вот главные благодетели этих героинь, которые, несмотря ни на что, остаются на своем посту, радостно встречая мужей из дальних поездок. Но после нелегких переживаний Людмиле приходится пережить еще одно долгое, серьезное расставание – операцию на сердце у мужа, которую делали в другом городе. Зная, что успех хирургического вмешательства лишь на 50% гарантирует позитивный исход, она мужественно переносит испытание, сдерживая эмоции, как будто ей сразу известно: все будет хорошо, и иначе никак. Возможно, эта преданность каждый раз помогала Сергею Аксененко благополучно возвращаться в родной дом, и вовсе это не «рождение в рубашке», как считает его супруга, – это сильная женская любовь, разбить которую не может ни война, ни сомнения, ни одинокая временами жизнь.