О многом не говорят…
- Наталья, почему вы решили затронуть такую серьезную тему?
- В 1987 году по распределению я попала на Северный Урал. Это одно из многих мест России, куда на смерть ссылали репрессированных в 30-е годы. Ломали судьбы, разделяли семьи. Конечно, нам, живущим в относительно благополучное, сытое и мирное время, не понять, каким чудом смогли уцелеть, выжить, остаться людьми те, кто прошел все муки земного ада. Почему взялась за эту тему? Видимо, в этом есть мое предназначение - описать нравственные страдания выживших в мясорубке сталинской эпохи.
- А согласны ли вы с определением Сталина как «эффективного менеджера»?
- Я никогда с этим не соглашусь. Никакие действия не могут быть оправданы менеджментом или еще чем-то, если загублены миллионы людей. Если посмотреть списки расстрелянных в архивах, везде стоит подпись Сталина, я сама видела. Сталина стали считать «эффективным менеджером», потому как он якобы поднял индустрию страны. Но сделал он это - важно помнить - за счет лагерей! Не было бы лагерей - возможно, мы бы не стали такой индустриальной страной. Если брать в общем историю человечества, то даже 50-60 лет, построенные на костях в прямом смысле, - это, на мой взгляд, не оправдывает никакой индустрии. И в школах по сей день детям не говорят, что в ходе политрепрессий были уничтожены миллионы безвинных.
- Вы считаете, что школьные учебники неправильно трактуют исторические факты?
- В современных учебниках о многом не говорят. Важно, чтобы дети знали, какой ценой была построена индустрия, выиграна война, какой ценой продержалась страна десятилетия и почему развалилась в 80-х годах. Я приведу один пример. Когда мой сын учился в 5-м классе, он учил по курсу истории развитие Древнего Рима и Греции. В 6-м и 7-м классах - Францию, Германию, историю других зарубежных стран. И уже в 8-м классе на уроках начали говорить об истории России. И галопом по Европам, потому что впереди ЕГЭ. Мне кажется, это как раз потому, что мы не хотим говорить о своей стране. На мой взгляд, нужно сделать в школах акценты на историю, обществознание и литературу - это дисциплины, которые несут в себе историю нации и закладывают гуманистическое начало. Даже в период обучения моего поколения в школе нам говорили об истории страны больше, чем теперь.
Симпатичная молодежь
- А вообще, нынешнее поколение вам симпатично?
- Даже очень. Я считаю, молодежь не существует в отрыве от общества. Какое общество, такая и молодежь. Не повторить ошибок прошлого возможно лишь в том случае, если на этих ошибках, не повторяя их, будут учиться молодые поколения. Важно, чтобы молодежь знала, помнила, какой ценой дается жизнь.
- Наталья, известно, у вас есть юные сподвижники и единомышленники…
- Это правда. Создав в 2003 году региональный центр по сбору устной истории на Северном Урале, я смогла заинтересовать сбором живой истории школьников из Карпинска, Североуральска, Волчанска, Краснотурьинска. Во время экспедиций по родному краю мы на живом материале преподаем школьникам историю спецпоселений на Урале, встречаемся со свидетелями эпохи, изучаем первоисточники в виде писем и дневников. В результате этого школьники пишут исследования и свои работы успешно представляют на Всероссийском конкурсе «Человек в истории. ХХ век» в Москве. Я очень люблю работать с детьми.
- А сами столкнулись с классической проблемой «отцов и детей»?
- К счастью, нет. Я никогда на довлела над своими детьми. Мои сын и дочь, на удивление, всегда были заинтересованы моей работой, помогали. Свой путь, творческий и профессиональный, они самостоятельно выбрали.