В екатеринбургском музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» представлены уникальные ёлочные игрушки, созданные по мотивам произведений Петра Ильича Чайковского. Художники со всей России по-своему осмыслили творчество известного композитора. Экспозиция посвящена двум важным событиям: 185-летию со дня рождения музыкального классика и 60-летию открытия его дома-музея в Алапаевске, где будущий гений провёл несколько детских лет. Подробнее — в материале aif.ural.ru.
«Мистика какая-то!»
На ёлке, которая стоит в старинном особняке в центре Екатеринбурга «Дом Поклевских-Козелл», — игрушки из ваты, папье-маше, запекаемого пластика и полимерной глины. Все они связаны с произведениями Петра Ильича Чайковского. Есть среди них и Мари с Щелкунчиком, и Баба-яга, и Татьяна Ларина, и мальчик, играющий в солдатики. Каждая мастерица вложила в изготовленную фигурку свой особенный смысл. «Я решила сделать Щелкунчика из папье-маше, максимально близким к оригинальному описанию из сказки Гофмана, — рассказывает художница по куклам Елена Темник. — Это принц с маленькими ножками, одетый в шикарный швейцарский доломан (короткую куртку с длинными рукавами, которая была частью военного мундира). На голове у него — шапочка рудокопа, и, помимо всего прочего, есть борода. Как видите, он совсем не похож на то, каким его обычно рисуют в детских книгах. Да и выражение лица у него получилось драматичным, как я и хотела! Любая кукла ручной работы — вещь загадочная, потому что ты придумываешь эскиз, рисуешь его, лепишь по нему, но в результате всё равно часто получается что-то непредсказуемое, ведь любой материал прихотлив. Однако на этот раз я смогла передать именно то, что планировала».

У Елены Темник есть необычная история, связанная с её занятием. Четыре года назад она делала авторские игрушки для домашней новогодней ёлки. Одна из них особенно запала ей в душу — забавная фигурка девочки, которая хранится у неё дома. Год назад в семье художницы родилась её внучка Мия — ну просто копия той самой ёлочной игрушки! «Мистика какая-то!» — смеётся Елена.

Лошадка с картины
Выставка ёлочных игрушек по мотивам творчества Петра Ильича Чайковского — это также и конкурс среди художников со всей страны. Его итоги были подведены во время открытия экспозиции. Первое место получила художница Светлана Логинова из Санкт-Петербурга, приславшая работу «Март. Песнь жаворонка» по циклу «Времена года». По определённым причинам жюри не присудило никому второго места. Третье место досталось мастерице из Ревды Надежде Нурисламовой за «Марш деревянных солдатиков». Это фигурка мальчика с крошечными «воинами», сделанная из ваты. «У меня трое сыновей, — говорит Надежда, — 12-летний Руслан, девятилетний Вадим и четырёхлетний Тимур, а ещё есть дочка Вика, которой всего один год. Подвижные игры моих мальчишек вдохновили меня на эту работу. У каждого века свои «солдатики»! Самое сложное в изготовлении ватных игрушек — это передать эмоции через мимику и позу фигурки, чтобы она не смотрелась, как деревянный чурбан! Судя по всему, мне это удалось».

Её «коллега» из Ревды Ольга Смагина решила показать, каким был Петя Чайковский в детстве. Для этого она сделала его самого — из ваты и пластика.
«Я педагог дополнительного образования, — говорит мастерица Ольга Смагина. — Как-то раз включила музыку Чайковского из «Детского альбома» ученикам на уроке и спросила, что они себе под неё представили. Многие ребята ответили: «Мелодия прыгает и скачет!» Вот и решила: если делать куклу по этой музыке, то пусть это будет сам композитор в детстве с его игрушечным «скакуном»! Видела на одной картине XIX века деревянную «лошадку», которая надевалась на ребёнка по типу спасательного круга. Захотелось смастерить такую же, но в миниатюре — обязательно с реалистичной мордой! В итоге на изготовление «коня» у меня ушло больше времени, чем на фигурку мальчика. Зато в моей работе присутствует символ 2026 года — Лошадь».

«Не смей лепить Ленина!»
Участница выставки Наталия Сухова — потомственная рукодельница: её мама и бабушка шили кукол, а она изготавливает разные фигурки из полимерных материалов. Узнав о будущей экспозиции по мотивам произведений Чайковского, Наталия сразу же выбрала «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома». «Эта музыка напоминает мне дедушку, Александра Ивановича Королёва, — говорит мастерица. — Он любил играть на гармошке, особенно по праздникам, когда за столом собиралась вся родня. Все под это танцевали и пели частушки. В нём была настоящая русская душа!»
Мастерица Людмила Поленцева из посёлка Целинное Курганской области отправила на выставку четыре работы. Среди них — Баба-яга, похожая на актёра Георгия Милляра в её образе, две «девочки» в зимних шубках — по мотивам «Времён года», а также фигурка на тему «Детского альбома»: мальчик с девочкой, одетые, как в XIX веке, выполненные в стиле ретро.

«Я поклонница Бабы-яги, — с улыбкой говорит художница, — потому что она ведунья, которая лечила детей. Я, можно сказать, её коллега, ведь уже много лет работаю детским психологом. Когда сын с дочерью выросли и у меня появилось больше свободного времени, занялась творчеством. Сначала мастерила простеньких кукол из капроновой ткани, потом научилась лепить сложные фигурки из полимерной глины. К примеру, создала куклу Григория Распутина. После того, как выложила её фотографию у себя на странице в социальной сети, меня пригласили вступить в Союз художников России. Конечно же, согласилась! Помню, когда была маленькой и ходила в детсткий садик, стала «востребованным скульптором» — лепила из пластилина всяких Змеев Горынычей для мальчишек. Однажды взяла и сделала пластилинового Ильича. Воспитательница тогда мне строго сказала: «Не смей лепить Ленина! Только члены Союза художников имеют на это право!» Получается, сейчас-то как раз и можно покуситься на вождя, но уже не тянет».
Новый год на Урале. Шампанское по цене дома, ёлки вне закона и письма вождю
Пять уроков по созданию новогодней елочной игрушки своими руками
Кукольный Роу. В Екатеринбурге открылась выставка по киносказкам
Искусство времен Петра I. Рукодельница создаёт редкие работы ради сына