Проблема толерантности
Спасаясь от первых холодов и пронизывающего ветра, я заскочила в теплое здание Екатеринбургского музея изобразительных искусств. И не зря, ведь в его стенах все еще живут мини-истории от комиксистов всего мира. Экспозиция была подготовлена в рамках международного проекта «Респект». В светлых залах учреждения разместились работы художников из Украины, Германии, Великобритании, Турции и России. Основная тема проекта «Респект. Комиксы из разных стран» — актуальная как в России, так и в Европе проблема толерантности. Проект помогает улучшить международные контакты молодого развивающегося искусства комикса в нашей стране, повышает социальную активность и значимость искусства рисованных историй. Организаторы отмечают, что, к сожалению, сама по себе культура межнационального общения не рождается. И если ничего не делать, то вспыхивают конфликты на национальной или религиозной почве.
В этой выставке приняли участие две группы художников. Первая группа уже приезжала в Москву в мае этого года на фестиваль «КомМиссия» и нарисовала новые истории специально для проекта «Респект». Как раз их работы и образуют первую часть экспозиции. А вторая группа лично посетила Екатеринбург в октябре, чтобы познакомиться с уральскими коллегами и поклонниками, а также обсудить творческие идеи. Выставленные во второй части работы презентуют их самих и их индивидуальную стилистику. Новоприбывшие проводили мастер-классы для всех желающих и вовсю взаимодействовали с публикой.
Изменим мир
В пустых залах поселились длинные и короткие истории, черно-белые зарисовки и комиксы, каждое изображение которых может жить как отдельная иллюстрация, яркие и бледные — в общем, на любой вкус и глаз. Одной из первых на глаза попадается история, нарисованная карикатуристом Эрдилем Яшароглу из Турции. Он является одним из основателей журнала «Пингвин», на страницах которого не щадят никого — и даже премьер-министра! И в этот раз художник развернул перед глазами публики довольно жесткий и наполненный черным юмором сюжет: Кур Фашист поочередно изгоняет со скотного двора всю живность, воцаряясь там как высшее существо, но ему не избежать наказания — Кур попал в котел фермера. История наглядно показывает, что ситуация «не рой другому яму» и по сей день достаточно актуальна.
Подхватывают тему мнимого неравенства и другие участники выставки — начиная «исторической зарисовкой», как появились скинхеды, заканчивая печальной историей чернокожей девушки, которая жила в «белом» городе. Ее чувство одиночества передать достаточно сложно, да и пытаться описывать комикс смысла нет — вся его атмосфера заключается не только в слове, но и в рисунке. Встречаются на картонных стендах и собирательные образы — один из персонажей комикса заключает в себе среднестатистического невежу-алкаша и мартышку одновременно, которая скачет, машет руками и восклицает, ударяя себя пяткой в грудь: «Ну, допустим, я не такой здоровенный как Тайсон, и не такой примудренный, как Эйнштейн. Но я же белый, понял?». Глядя на этого неспокойного персонажа, с болью вспоминаешь слишком многих соотечественников, которые могли бы дать фору этому нарисованному гражданину.