Рано или поздно у детей возникает желание что-то купить: очередную куклу или новую машинку. Чтобы деньги не утекали сквозь пальцы, первые разговоры о семейном бюджете специалисты советуют начинать, когда ребёнок пошёл в садик, – важно объяснить, что деньги достаются с трудом. Детей постарше научить финансовой грамотности можно в формате игр.
Отдохнули и подучились
В Свердловской области второй год действует Региональный центр финансовой грамотности. Этим летом его волонтёры работали в детском лагере «Таватуй»: рассказывали ребятам, что такое деньги, откуда они берутся и как честно заработать свой первый миллион. Дети от 5 до 16 лет посещали лекции, придумывали собственную валюту, а на аукционе разыгрывался главный «товар» – пропуск тихого часа.
«Лагерь работал в обычном режиме, мы просто интегрировались во вторую и четвёртую смены, чтобы в игровом формате познакомить детей с экономическими вопросами, – рассказывает директор регионального центра финансовой грамотности Свердловской области, куратор программы Елена Овсянникова. – Работа была проведена за счёт средств гранта, предоставленного из областного бюджета».
Карманные деньги могут появиться в жизни ребёнка уже в 6 лет. Однако лучше их давать просто так, не за повседневные домашние дела, и без строгого надзора, чтобы ребёнок сам мог ими распорядиться. В «Таватуе» организаторы смены провели экспресс-опрос: родители дают карманные деньги детям ежедневно. Специалисты уверены, что так делать нежелательно.
«Ребёнок пошёл и купил себе сразу то, что захотел. Но тогда у него даже не возникает мыслей о планировании бюджета. Лучше, если это будет небольшая еженедельная сумма», – считают организаторы программы.
Сами дети очень хотят иметь монетки в кармане. На вопрос: «Зачем?» – отвечают: «Нам нужна самостоятельность».
Игры по правилам экономики
У школьников есть интерес к деньгам, хотя сложно проследить, что именно привлекает их внимание: наличие средств в большом объёме или возможность ими распоряжаться. В любом случае, лекции по финансовой грамотности позволяют научить детей и зарабатывать, и правильно тратить деньги.
«Мы всегда задаём детям вопрос: зачем нужно быть финансово грамотным? Если ребёнок этого не знает, то как он может научиться распоряжаться бюджетом? Дети отвечают формально: «Деньги есть у всех, с ними надо что-то делать». Но ведь мы все участники игры «экономика», у которой есть свои правила. Тот, кто играет по ним, имеет преимущество и зарабатывает хорошие деньги», – объясняет Елена Овсянникова.
К слову, в лагере дети тоже зарабатывали деньги – виртуальные «тавики». Дизайн валюты разработали сами. Это вызвало определённые сложности, часть ребят реальным деньгам давала виртуальное название, например, «маслинкоины», «пельмешкоины». Это говорит о том, что школьники немного ориентируются в вопросах экономики и у них работают ассоциации на подсознательном уровне. Но этих знаний недостаточно, чтобы ориентироваться в мире финансов.
Волонтёры выбрали группу лидеров в этом конкурсе, но в процессе поняли, что для обсуждения более серьёзных экономических вопросов нужен другой формат, например, полноценные смены по финансовой грамотности.
Систематизация знаний
Через такие интерактивы можно наблюдать за детьми, их интересами и запросами, но потом нужно обязательно систематизировать знания. Если этого не делать, то информация в детском сознании может исказиться и привести, например, к потере финансов из-за неправильной оценки рисков или понимания экономических инструментов.
Некоторые дети спрашивают, как построить финансовую пирамиду, и даже пытаются заманить других в свой виртуальный бизнес красивыми словами. Кураторы программы советуют родителям и педагогам беседовать с детьми на эту тему особенно аккуратно.
У регионального центра финансовой грамотности Свердловской области в планах в следующем году провести полноценную смену с программой, лекциями, играми, конкурсами.
«Мы надеемся, что дети получили в процессе нашего общения полезные знания, которые помогут им стать финансово успешными. Мы благодарны руководству Дворца молодёжи, руководителям лагеря. Те договорённости, которые были достигнуты, позволили нам в тестовом режиме посмотреть, что детей интересует, к чему у них есть интерес, в каком формате лучше работать», – резюмировала Елена Овсянникова.