При обучении детей азам обращения с деньгами сами деньги не главное. К такому парадоксальному выводу пришли участники круглого стола в редакции «АиФ-Урал», организованного совместно с Региональным центром финансовой грамотности в рамках VI Всероссийской недели сбережений.
С какого возраста необходимо прививать ребёнку умение планировать расходы? Какие методики для этого существуют? В чём состоит главная ошибка родителей? Ответы на эти и другие вопросы – в материале «АиФ-Урал».
Никогда не рано
Елена Овсянникова, директор Регионального центра финансовой грамотности: Деньги – это прежде всего инструмент, всё зависит от того, в чьих руках он находится. Можно иметь велосипед, знать, с какой скоростью он ездит, как нажимать на педали, но если ребёнок на него ни разу не садился, он так и останется теоретиком. Деньги – это такой же велосипед, и чем раньше научить человека ими пользоваться, тем лучше. Мы даём такие навыки уже с детского сада. Но какие-то индивидуальные уроки в семье можно преподавать и раньше.
Надежда Щипова, мама 11 детей: Согласна, в 5–6 лет уже необходимо обучать ребёнка азам финансовой культуры. В этом возрасте дети умеют читать и считать, ходят с родителями по магазинам, наблюдают, учатся понимать, что сколько стоит. Мы в семье никогда не прятали от детей деньги. Они всегда знали, где хранятся сбережения, но понимали: это средства, заработанные родителями. Причём мы не говорили о деньгах как таковых, а лишь о том, что конкретно на них можно купить, как отдохнуть. А примерно с 15 лет (в летние каникулы) дети и сами идут работать, пополняя семейный бюджет.
Виталий Калугин, независимый финансовый аналитик: Возможно, в 6 лет ещё рановато, но в 9–10 лет послать ребёнка в магазин, чтобы он знал, что и как купить, сколько стоит булка хлеба, умел сэкономить себе на мороженое, – самое время. Главное – соблюсти равновесие: если ты тратишь средства, ты должен знать, откуда они берутся. Иначе мы столкнёмся с ситуацией, когда 19-летний юноша ездит на дорогой папиной иномарке, но цену деньгам не знает вообще. Не понимает, как тяжело они могут доставаться. А это, мне кажется, гораздо важнее способности их тратить.
Михаил Козлов, представитель Уральской ТПП: Когда речь идёт о финансовой грамотности, у нас в стране принято копировать, как это делается за рубежом. Что само по себе понятно: там все эти проблемы начали обсуждать десятилетия назад, сегодня много полезного можно почерпнуть в интернете. Своих детей я примерно с 8 лет начал учить, что деньги – это ресурс, такой же, как вода или тепло, и относиться к нему надо бережно. Считаю, что ребёнка в первую очередь нужно обучить не конкретным финансовым инструментам, а каким-то базовым понятиям, например, что такое доходы и расходы.
Константин Селянин, кандидат экономических наук: Поддерживаю, детей и подростков необходимо прежде всего учить не финансовой грамотности, а грамотности вообще: правильно думать, решать логические задачи, делать осознанный выбор. Второй момент: финансовая культура ребёнка неразрывно должна быть связана с нравственными ценностями, которые мы ему прививаем. Неплохо, если он поймёт, что деньги – это труд родителей, а не только игрушка, которую можно на них купить.
Главная ошибка
Оксана Макаркина, эксперт по финансовой грамотности: Я работаю с детьми от 10 лет и старше, и они часто спрашивают: как я могу заработать? Второй по популярности вопрос: как накопить? Они ставят цели, начинают считать и тут же удивляются: ой, это же сколько надо откладывать! Первая и главная ошибка взрослых – когда от детей откупаются деньгами. Бывает, что родители много работают, и время, которое они не могут потратить на своего ребёнка, стараются компенсировать рублём. Но с детьми надо общаться лично, и делать это нужно искренне.
Е. Овсянникова: Обычно 90% бесед детей с родителями на эту тему сводится к вопросу: «А ты мне купишь?» То есть разговоры носят сугубо потребительский формат. Как правило, ребёнок понимает, что деньги зарабатывают папа и мама, что они приносят их с работы, но в чём ценность их труда, он не знает.
Елена Кравченко, заведующая МБДОУ №312: В детском саду уже видно, кто из детей склонен к технике, а кто к гуманитарным дисциплинам, но приучать к деньгам нужно всех. Часто можно наблюдать такую картину: мама забирает своё чадо вечером, а оно капризничает: ты мне не купила шоколадку (куклу, машинку), я домой не пойду! Мы попытались обратиться к историческому опыту. В предыдущие столетия во многих хозяйствах вели домовые книги, где записывали приход и расход. Но выяснилось, что у нас ни одна семья такое не практикует.
Алексей Крылов, директор лицея №180 «Полифорум»: Школьникам знания на тему денег, конечно, даются. В младших классах есть школа юного экономиста, а в старших они уже разрабатывают виртуальные бизнес-проекты. Будущий гражданин должен разбираться в таких понятиях, как налоги, бюджет семьи, города и государства. Но не дай бог, если дети начнут считать деньги единственным мерилом успешности человека. И вот тут есть проблема. Мы сколь угодно долго можем говорить им о высоких материях. Но представьте, что после занятий ребёнок смотрит дома какой-нибудь увлекательный фильм, и вдруг начинается реклама: всего 999 рублей! Он смотрит, мотает на ус и начинает думать, что 999 рублей – это на самом деле не деньги! Такие установки приходят к нему не из семьи или школы, а по ТВ, из внешнего мира. Хотим мы того или нет, но дети постоянно сравнивают: у кого какая модель телефона, кто где и как отметил день рождения. А возможности у всех разные! И другая ситуация: школьник получил пятёрку – папа дал ему 100 рублей. За две пятёрки – 200, за четвёрку – 50. Возможно, система эта эффективная, но не удивляйтесь, если однажды сын подойдёт к вам, протянет полторы тысячи рублей и скажет: всё, две недели я в школу ходить не буду!
Е. Овсянникова: Мы играем с детьми в такую игру: представьте, что у вас в семье есть денежка, но только одна. На неё можно купить либо торт, либо молоко. Что вы выберете? Дети обычно начинают рассуждать: молоко можно выпить, сварить с ним кашу, добавить в чай и так далее. Они уже на первом этапе начинают понимать, что семье необходимо в первую очередь, а от чего можно отказаться. И когда ребёнок вспоминает, что мама когда-то отказала ему в пирожном, потому что надо было купить хлеб, происходит пусть краткосрочное, но осознание.
«Пластик» против стресса
Е. Овсянникова: В последнее время кредитные организации предлагают клиентам так называемые детские банковские карты. Мне кажется, что приобрести такой «пластик» для ребёнка было бы полезно. Простой пример. Когда-то я училась водить машину, и после первого выезда в город, испытав глубокий стресс, я, как педагог, сразу же заявила инспектору: вы учите неправильно! Потому что самые элементарные, казалось бы, действия (например, включение поворотника) не отрабатываются на полигоне! С картой то же самое: чем раньше дети научаться азам обращения с ней, тем проще им будет во взрослой жизни. Пусть человек освоит эти самые «поворотники» в школе.
О. Макаркина: Сегодня мы живём в мире безнала, и чем раньше ребёнок под контролем родителей освоит банковскую безопасность, правила перевода средств, понятия кэшбэк, проценты, тем лучше. У таких карточек всегда есть определённый лимит, который устанавливают взрослые. Если ваше чадо попадёт в трудную ситуацию, её можно отработать на малых суммах.
Е. Овсянникова: Речь в данном случае идёт не только об умении пользоваться «пластиком». Бывали случаи, когда родители давали юноше или девушке деньги на обучение в вузе, а их ребёнка отчисляли с первого курса. Ещё бы, ведь он первый раз в жизни получил такую огромную сумму. Для него это была стрессовая ситуация, он с ней не справился и потратил деньги родителей на какие-то другие цели.
Великий мотиватор
Н. Щипова: Считаю, что в большой семье научить детей обращаться с деньгами проще, там старшие помогают младшим. Однако у нас в семье всегда было негласное правило: если родители дали ребёнку тысячу рублей на какие-то личные покупки, он знает, что должен в неё уложиться. Если же её не хватает, он может занять у меня недостающую сумму, но при этом её обязательно нужно будет вернуть.
В. Калугин: Мы живём в мире компьютеров. У меня два взрослых сына, и, насколько помню, в своё время они очень быстро научились экономить в Сети. Когда они выбирают кроссовки, то не бегут покупать их за 10–12 тысяч, а мониторят интернет-магазины и заказывают то же самое в два раза дешевле.
О. Макаркина: Мы с детьми пробовали разные стратегии. Одно время я давала им деньги за оценки, однако быстро поняла, что это неправильно. Недавно у младшего сына был день рождения, мы дали ему определённую сумму на подарки, но предупредили, что больше он уже не получит. Вооружившись карандашом и бумагой, сын рисовал сложнейшие схемы – что он сможет купить, на чём сэкономить, искал различные варианты, но в лимит уложился!
Е. Кравченко: У нас с внуком такая же ситуация. В прошлом году мы начали учить его обращаться с финансами, выделили деньги на неделю, но он потратил всё сразу. Однако постепенно он понял, что средства можно подкопить и в дальнейшем купить на них что-то более ценное. В этом году мы перешли на планирование: внук сам составляет бюджет на неделю, а в конце отчитывается, на что их потратил.
М. Козлов: Полагаю, что в детстве любой опыт обращения с финансами полезен. И даже если ребёнок за неделю спустит то, что вы давали ему на месяц, это нормально. Он поймёт, что теперь три недели будет без средств, и сделает необходимые выводы. Задача родителей – натренировать его, отработать разные ситуации, научить работать с живыми и электронными деньгами, с карточками, планировать траты.
К. Селянин: Деньги – это не только инструмент или ресурс, это ещё великий мотиватор и провокатор. Свои первые деньги – 56 рублей – я заработал ещё в 1985 году, месяц трудясь на стройке. Никогда в жизни не чувствовал себя настолько богатым! Был очень горд собой, купил торт, принёс его домой. Всё заработанное истратил достаточно быстро и бездумно. И хотя мы жили очень скромно, родители мне не мешали и не сделали ни одного замечания. Именно благодаря моим родителям деньги не превратились в идола, а стали хорошим мотиватором на всю жизнь.
Е. Овсянникова: Обучать детей финансовой грамотности важно уже потому, что дети – «точка входа» для всех поколений, для родителей, бабушек и дедушек. Вспоминаю непростые 90-е, когда наши сыновья пошли в школу. Тогда подростки продавали прессу в общественном транспорте. Отпустить маленьких детей с пачкой газет в трамвай, где ездят самые разные люди, – это был настоящий стресс. Но я дала им такую возможность (хотя, конечно, следила за ними потихоньку). Теперь они выросли, стали успешными и с удовольствием вспоминают свой первый трудовой опыт. Но дело было, конечно, не в бизнесе, эмоции были важнее денег! Помню, как сын, возвращаясь домой, покупал булки для всей семьи, приходил как добытчик. Полагаю, что ради этого стоило на время выйти из зоны комфорта. Тема финансовой грамотности сегодня носит стратегический характер, очень популярна, но мне не хотелось бы, чтобы её заездили, начали зарабатывать на ней деньги. И эту тему всегда можно перевести в тему профессиональной ориентации детей.