Примерное время чтения: 12 минут
464

Свердловчане недовольны системой здравоохранения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. «АиФ-Урал» 25/06/2014
Алексей Юхтанов / АиФ

Пациенты до сих пор сталкиваются с очередями в поликлиниках, с хамством медицинских работников, с некачественно оказанной помощью, а порой и отказом в ней. При этом в безупречности нельзя «заподозрить» ни государственные больницы, ни частные медицинские центры.

Опасный симптом

Вопиющие медицинские ошибки, которые являются поводом для возбуждения уголовных дел, как правило, становятся достоянием общественности. Те же проблемы здравоохранения, с которыми пациентам приходится сталкиваться в ежедневном режиме, остаются в тени.

«У нас в области чиновники от здравоохранения регулярно сетуют на то, что большой процент заболеваний (в том числе тяжёлых) выявляется на поздней стадии. Странно, что их это удивляет, – пишет «АиФ-Урал» жительница Екатеринбурга Маргарита Кравченко. – Люди идут за медицинской помощью, когда основательно прижмёт. Тянут до последнего, лишь бы не тратить нервы на «борьбу» с медициной. Вот только несколько примеров, что называется, из жизни нашей семьи. В начале этого года дочь, живущую в Нижнем Тагиле, врач отправила восвояси из-за «старого» медицинского полиса. Мне пришлось покупать лекарства в аптеке, когда я лежала в стационаре. А наш участковый педиатр, приходя по вызову, осматривала больного… в коридоре – торопилась, чтобы все вызовы успеть обслужить (хорошо, сейчас «неотложка» выручает). Про то, как с нами разговаривают в больницах, и вспоминать не хочется. Когда-нибудь наведут у нас порядок в медицине?»

Призвать к ответу

Весной этого года в Свердловской области был принят Кодекс профессиональной этики медицинского работника. По сути, рождение этого документа – признание ряда серьёзных недугов здравоохранения. Кодекс предусматривает ответственность как за некорректное отношение к пациенту, так и за «левые» заработки медицинского персонала. Скажем, за «слив» информации об усопших похоронным службам – дело в области тоже обычное.

Сегодня, к сожалению, навести порядок в здравоохранении без борьбы пациентов за свои права вряд ли удастся. Активные их действия в случае несправедливости – тоже своего рода терапия в отношении больной медицины. Другое дело, что уральцы проявляют пассивность или незнание своих прав потребителя медицинских услуг. Кому, например, известно, что медработник, допустивший некорректность по отношению к пациенту, может быть наказан материально (например, лишён премии)? Или что потраченные на приобретение лекарств в стационаре средства можно вернуть?

– Объём финансирования больниц увеличивается из года в год, поэтому они имеют возможность обеспечить пациентов всем необходимым, – говорит заместитель министра здравоохранения Свердловской области Елена Чадова. – В том числе лекарственными средствами из утверждённого перечня, которые входят в стандарт оказания медицинской помощи. Если человеку было предложено самостоятельно купить лекарства из этого перечня (он должен быть доступен для пациента), он вправе требовать возмещения убытков. Для этого необходимо обратиться в свою страховую медицинскую организацию. При себе нужно иметь товарный чек. Любые назначения, любые медицинские манипуляции должны быть отражены в истории болезни – это юридический документ.

К слову, посредством страховых медицинских организаций можно решить большинство проблем (тех же отказов в приёме по «старому» полису). Они и существуют в том числе для защиты прав пациентов.

Главная проблема – нехватка кадров. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Коллаж Юлии Ульяновой

Капля в море

Надо признать, что решение многих проблем от пациентов не зависит, потому как в их основе – кадровый голод, который испытывает здравоохранение. За высокими зарплатами медиков, которые декларируются чиновниками, совмещения, бесконечные дежурства, работа на износ. Всё это выливается в конечном итоге в отсутствие должного внимания к пациенту. А в некоторых районах области люди не могут получить консультации врачей-специалистов по месту жительства просто потому, что их нет.

– Конечно, врач, выполняющий нагрузку на одну ставку, имеет возможность уделить пациенту больше внимания, – говорит Елена Чадова. – Совместительство – вынужденная мера. Мы считаем допустимым коэффициент совмещения 1,4-1,5. Но всё, что свыше, идёт в ущерб пациенту.

В минувшем году региону удалось достигнуть равновесия между оттоком и притоком специалистов. В здравоохранение пришло чуть больше двухсот врачей. С одной стороны, намечается положительная динамика. С другой, две сотни врачей – капля в море, учитывая, что сегодня регион нуждается как минимум в трёх тысячах специалистов с высшим медицинским образованием.

На заметку

  • Межведомственный Контакт-центр «Здоровье жителей Среднего Урала»: 620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 34б. тел. 385-06-00, 8 800-1000-153 (бесплатный федеральный номер), minzdrav@egov66.ru.
  • Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области: 620102, Екатеринбург, ул. Московская, 54. Телефон горячей линии: (343) 362-90-25.

На скамье подсудимых

Вообще у нас в Свердловской области медики оказываются на скамье подсудимых крайне редко. Хотя от их непрофессионализма или халатности зачастую страдают не только взрослые, но и дети.

Огромный ажиотаж среди уральцев вызвала недавняя трагедия в областной детской клинической больнице №1. В конце февраля восемь свердловских детей готовили к плановым операциям. Неожиданно после промывки желудка троим мальчикам стало очень плохо, они попали в реанимацию. Двоих удалось спасти, третий – скончался, не приходя в сознание. Позднее выяснилось, что в одной из канистр, промаркированной как физраствор, на самом деле оказался… формалин. И именно из этой ёмкости медсестра взяла жидкость для клизмы трём ребятишкам.

Спросите, кто ответил за смерть ребёнка? Пока – никто. На данный момент в причинении смерти по неосторожности обвиняется медсестра, которая и ставила детям клизму. Кроме того, обвинение в халатности предъявлено ещё одной сотруднице. Более чиновных особ эта трагедия, как водится, никак не задела. Хотя заместитель генпрокурора России Юрий Пономарев давал указание решить вопрос о персональной ответственности за это ЧП руководства областного Минздрава.

Правда, главный врач ОДКБ №1 Сергей Боярский сразу же после происшествия ушёл в отставку, но тут, скорее всего, сработали «муки совести».

Между тем рыльце в пуху не только у государственных, но и у частных свердловских клиник. В эти дни в Екатеринбурге как раз проходит суд над медиками, заразившими людей «чумой ХХ века». Ещё в 2011 год три жительницы Урала проходили курсы лечения иммунологического бесплодия. При проведении одной из процедур пациентки «подхватили» СПИД. И это при том, что Преображенская клиника, в которой произошло ЧП, – одно из старейших частных медицинских учреждений Екатеринбурга. И весьма недешёвое.

После скандала Роспотребнадзор провёл проверку свердловских клиник и именно в Преображенской обнаружил самые серьёзные нарушения: отсутствовала лицензия на забор крови, не проводилось исследование образцов крови доноров. Кроме того, многие сотрудники не проходили обязательных медосмотров.

Впрочем, иногда приходится держать ответ и чиновникам от медицины. Как сообщили «АиФ-Урал» в пресс-службе Генпрокуратуры по УрФО, в 2013 году ведомство заключило 11 договоров на поставку лекарств без соблюдения необходимых конкурсных процедур. Глава регионального Минздрава Аркадий Белявский был оштрафован по двум делам на общую сумму 60 тысяч рублей.

Лишь бы выудить деньги

Владимир Винницкий, член общественной палаты Свердловской области:

– Во времена Советского Союза я активно занимался спортом и не сильно обременял докторов. А вот мои родители и бабушка, если можно так выразиться, были в разгаре борьбы за собственное здоровье. И они верили в нашу медицину, где всё было понятно и все услуги оказывались на качественном уровне. Существовала только проблема с лекарствами, которой сейчас нет, были бы деньги.

Школа докторов была высочайшего уровня. Авторитетных специалистов все знали и к ним всеми правдами и неправдами записывались на приём. Причём «благодарность» пациентов не подразумевала взятки. Максимум, что дарили докторам за работу, это коробку конфет.

И, если честно, я с ужасом ожидаю тех времён, когда из медицины уйдут корифеи, проработавшие в отрасли не один десяток лет. Дело в том, что период разгрома, коснувшийся и медицины 90-х, отразился на наших кадрах. Молодым специалистам не хватает опыта и знаний. Авторитет врача как личности сейчас утерян.

Кроме того, платные услуги, которые сегодня везде навязывают, не всегда лучше бесплатных. Порой в частных больницах относятся к пациентам спустя рукава, лишь бы выудить деньги. Причём этим грешат не только российские клиники, но и элитные европейские.

Вывод таков: необходимо начинать воспитывать великих докторов у нас в стране. Обеспечивать начинающих специалистов жильём, хорошими зарплатами. Только тогда начнётся приток хороших специалистов в эту отрасль.

Страшные вещи

Андрей Дмитриевич Артемьев, директор Екатеринбургского центра защиты прав потребителей:

– Неправильно говорить, что платные медуслуги предполагают более высокое качество, нежели бесплатные. Есть так называемые медицинские стандарты, и все, кто работает в этой сфере, обязаны их придерживаться, иметь соответствующий аттестат. Выше этих стандартов качество может быть, а вот ниже – уже нет. При этом всё, что выше, – это уже сугубо подход исполнителя и не зависит от того, муниципальная это клиника или частная. Хорошо, когда хозяин дорожит честью и достоинством, но так бывает не всегда.

К нам в основном люди обращаются по причине некачественно оказанных стоматологических услуг. Допустим, сделали протез, а он быстро вышел из строя. Или другой пример: пациенту пытались установить импланты, началось воспаление, у человека возник дефект речи.

У больных нет выбора

Константин Пиастопуло, заслуженный врач РФ:

– Большая проблема – в отсутствии информации и должной организации: у больных зачастую просто нет выбора. Человек, нуждающийся в медпомощи, вызывает скорую, и возникает куча вопросов, в том числе – куда везти больного? Здесь – места нет, в другой больнице – не факт, что примут. Чаще всего везут куда-то по принципу территориальной закреплённости. Вот такое вот отсутствие организации в пределах городской муниципальной службы.

Другая проблема – в выходные дни люди зачастую вынуждены обращаться в платные травмопункты, потому что в муниципальных – очереди страшные. А в платных, в свою очередь, после проведения диагностики начинают навязывать самые разные услуги. Больному это не всегда по карману, но деваться-то некуда!

Будьте бдительны!

Марина Агапочкина, председатель правления общественной организации «Защита прав пациентов»:

– На первом месте по числу жалоб находится стоматология, на втором – косметология, и на третьем – акушерство и гинекология. Прежде чем соглашаться на получение медицинской услуги, человек должен получить полную информацию о том, что с ним будет происходить, буквально поэтапно! Каждый врач обязан предоставлять информацию, а пациенту следует быть внимательным и бдительным. В 90% случаев потребители медуслуг оказываются недовольны в результате банального недопонимания.

Относиться к медицинским услугам нужно очень серьёзно. Ваше здоровье нужно только вам. Если в клинике что-то умалчивают, не говорят, уклоняются от ответов, то это сразу же должно насторожить.

Дотянуть до зарплаты

Альсим Черноскулов, чемпион мира по самбо:

– На мой взгляд, нормальную медицинскую услугу у нас в стране могут оказать только за деньги.

Если же вы приходите в бесплатную клинику, то потеряете массу времени и в итоге далеко не факт, что вам помогут, а не сделают ещё хуже. Причём я понимаю докторов. Люди учатся по шесть лет, а потом вынуждены работать за мизерные деньги. Чтобы хоть как-то выжить, они берут дополнительные смены, не видят семьи, пашут до потери сознания. А на выходе что? Они живут от зарплаты до зарплаты. Кстати, примерно такая же ситуация и с тренерскими кадрами в спорте, где также крайне низкие заработки. В результате врачи открывают частные клиники.

Ещё одна острая проблема сегодняшней медицины – неправильная постановка диагноза. Не раз сталкивался, когда спортсмены приходили к одному врачу, и он им ставил один диагноз, а второй врач советовал лечиться по его методикам и совсем от другого. В результате некоторые из-за неправильного диагноза теряли драгоценное время, которое в спорте на вес золота. Грамотных специалистов сегодня отыскать непросто и самый верный способ просить сначала совета у друзей, а только потом обращаться за помощью.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах