Примерное время чтения: 8 минут
577

Пациент на связи. Как на Среднем Урале работает цифровая медицина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ-Урал» 24/04/2019
Ольга Кузьмина / «АиФ-Урал»

Ещё год назад в регионе ничего подобного не было, а сейчас налаженная система цифрового контроля даёт медикам возможность быстро принять правильное решение для лечения или спасения жизни. Инфраструктурные нововведения можно сравнить с автобаном, построенным в сжатые сроки. Результаты работы новых алгоритмов можно увидеть уже сегодня.

Логистика здоровья

В прошлом году областной минздрав создал Региональную медицинскую информационную систему. Эта электронная база объединила разрозненные архивы, в которых хранилась информация о пациентах. До 2018 года в регионе действовало несколько систем ведения электронных медкарт, и, например беременные отмечались в одном месте, а проходящие диспансеризацию – в другом. Всё это создавало путаницу и не давало возможности следить за здоровьем конкретного пациента. Сегодня эта глобальная проблема решена.

«Информатизация – это важная составляющая процесса создания новой модели медицинской организации. Она направлена на развитие самой медслужбы, а также на усиление контроля за состоянием здоровья пациентов», – говорит руководитель Медицинского информационно-аналитического центра Свердловской области Татьяна Трофимова.

Благодаря единой системе врачи на участках видят всё, что происходит с их пациентами. Это особенно актуально в случае с пожилыми людьми, которые часто забывают рассказать доктору о назначенных ранее лекарствах и перенесённых болезнях. При этом многие препараты нельзя принимать одновременно. Теперь же врачи видят всю сопутствующую патологию, что позволяет ставить более точные диагнозы.

Информатизация здоровья. Фото: «АиФ-Урал»

В эту информационную систему с прошлого года начали включать и медкабинеты в школах и детсадах. «Сейчас, если ребёнок обращается за медпомощью в учебном учреждении, информация об этом тут же попадает в общую базу и её видит педиатр на участке, к которому приписан ребёнок. Медработник тут же записывает ребёнка на приём в больницу, распечатывает талончик. После этого родители могут сразу забрать малыша и отвезти к врачу, который уже будет их ждать. Пациент не теряется, не занимается самолечением, не ждёт в очереди. Эта система уже работает в Полевском, Ревде и Первоуральске», – рассказала Татьяна Трофимова.

Благодаря этой невидимой глазу обычного свердловчанина работе минздрав области получил не только инструмент контроля, но и возможность улучшить качество медпомощи. Единая база данных позволяет собирать и анализировать информацию, более точно планировать расходы.

«Сегодня мы имеем возможность следить за работой врачей. Например, если в ходе диспансеризации у человека обнаружили высокий риск возникновения какого-либо заболевания, его должны поставить на учёт. Раньше такой пациент мог потеряться, а сейчас врач в поликлинике видит его в базе и должен вызвать на приём. При этом минздрав сегодня может контролировать эти процессы, отслеживать и решать вопросы на местах», – отметила замминистра здравоохранения Свердловской области Ирэна Базите.

Врач в Интернете

Новые технологии сделали медицинские услуги доступнее. Сегодня на Среднем Урале интенсивно развивается телемедицина – дистанционная консультация у врача-специалиста через Интернет. Благодаря специальному оборудованию жители отдалённых территорий могут получить помощь даже узких специалистов, раньше для этого приходилось ехать в областной центр. Причём сегодня эта услуга доступна даже там, где нет стационарных медпунктов. В малонаселённые деревни по определённому расписанию прибывают мобильные ФАПы, которых в регионе уже 64. За прошлый год число жителей, получивших там помощь, выросло почти на 8%.

Кроме того, телемедицина решает ещё одну проблему – повышение квалификации и дистанционное обучение специалистов. Лекции и вебинары по наиболее актуальным темам, которые проводят врачи областных больниц, эксперты УГМУ и областного минздрава, позволяют врачам в глубинке быть в курсе всех современных методик обследования и лечения.

Синтез интернет-технологий и внедренной системы наблюдения привёл к созданию в 2018 году Единого центра консультирования и мониторинга реанимационных пациентов. Он открылся на базе Территориального центра медицины катастроф, специалисты которого обладают богатейшим опытом работы с пациентами в критических ситуациях. Простой пример: маленькая районная больница часто не имеет штатных специалистов, способных спасти «сложного» пациента: нет практики. В случае экстренной ситуации эксперты по видео­связи делятся своими знаниями с коллегами. Менее чем за год центр оказал помощь 9 873 пациентам. Когда оказать помочь дистанционно нельзя, врачи ТЦМК подключают санавиацию, из-за чего количество вылетов выросло в разы: с 11 до 50 в месяц.

Специалисты без границ

Центр консультирования тяжёлых больных и телемедицина стёрли границы между городами и деревнями. «Сегодня одинаково качественную помощь могут получить все. Если раньше бригады Центра медицины катастроф между вызовами сидели без дела, то сегодня они всё время заняты. В единой базе данных мы видим тяжёлых пациентов и сами выезжаем к ним. Кого-то консультируем удалённо», – отметил руководитель свердловского Центра медицины катастроф Виктор Попов.

По данным регионального минздрава, на Среднем Урале  все операционные сегодня имеют телемедицинское оборудование, позволяющее высококвалифицированным специалистам приходить на помощь коллегам. А выстроенная трёхуровневая модель, когда медицинские учреждения ранжированы по обеспеченности специалистами и оборудованием, позволила эффективно справляться с проблемой нехватки кадров. Хотя и эту задачу в регионе решают. Область вкладывает деньги в подготовку целевых специалистов. При этом около 90% из них возвращаются работать в свои больницы.

Прорыв

Юрий Нижечик, создатель службы переливания крови «Сангвис»: 

– Раньше у нас подобного уровня информатизации просто не было. Сегодня мы ведём учёт не по больным, а по людям.
Мы отслеживаем здоровье человека от рождения и до самого конца. Он может быть здоров, а может заболеть, и тогда значение будет иметь всё: его прошлые болезни, прививки, которые он делал или не делал, факторы риска, которые присутствуют в его жизни в виде опасной работы или вредных привычек. И это всё видно врачу. Создаётся глобальная система мониторинга за здоровьем всех жителей региона. Это фантастические возможности, прежде всего для минздрава. И просто колоссальные перспективы, которые дадут в том числе экономию средств. Министерство будет понимать, сколько денег необходимо на закупку лекарств и оборудования, дублирование будет исключено. Всё это отразится и на качестве медицинских услуг. Помощь будет приходить вовремя, в нужном объёме и именно туда, где она реально необходима. Кроме того, открытость данных позволит минздраву контролировать работу медицинского персонала. Например, если во время диспансеризации у какого-то человека будет выявлен риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, его должны будут поставить на контроль. Сам пациент в силу занятости или беспечности может не придать этому значения, но у его лечащего врача появится эта информация. Доктор обязан будет вызвать такого пациента и убедить его следить за здоровьем. Если же этого сделано не будет, у мин­здрава появится повод присмотреться к работе такого врача: насколько он загружен, насколько хорошо выполняет свою работу. В любом случае нужно развивать диалог с обществом. Объяснять людям, что сегодня делается в медицине. Никуда от этого не деться. Проблемы будут всегда, но сегодня есть видение, как их решить. Определены технологии решения текущих задач.

Пилотный проект

Игорь Брагин, главный врач горбольницы Асбеста:

– Наша больница стала площадкой для реализации пилотного проекта «Телемедицина». Сейчас мы имеем возможность организовать общение пациентов с любыми специалистами, не выезжая в Екатеринбург. Если раньше жители Асбеста и окрестных городов и посёлков вынуждены были ездить в уральскую столицу, просиживать в очередях и зачастую уезжать ни с чем, то сегодня им достаточно будет обратиться к нам. И даже если специалисты нашей больницы не смогут помочь пациентам, мы организуем видеосвязь с нужным специалистом из областных больниц, в том числе профильных. Мы также организуем сбор анализов на местах. Материалы мы оперативно доставляем в Екатеринбург, где их исследуют, а результаты вносят в единую базу данных. В ряде случаев пациент в тот же день уже может ознакомиться с результатами. Эти данные также видит его лечащий врач, который сразу может назначить лечение. Благодаря этой системе очереди в медучреждениях Свердловской области становятся меньше, а люди получают необходимую помощь оперативно и в полном объёме.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах