Примерное время чтения: 8 минут
303

Где находится «пятая душа»? Манси-снайперы считали фашистов своей «добычей»

Алексей Слепухин демонстрирует ту самую модель ружья, с которым шли воевать уральские манси.
Алексей Слепухин демонстрирует ту самую модель ружья, с которым шли воевать уральские манси. / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

О том, как народ манси воевал на фронтах Великой Отечественной войны, известно не так много. Однако эти люди проявляли в бою особую храбрость. Что придавало им сил, «АиФ-Урал» рассказал действительный член Российского географического общества, исследователь народа манси Алексей Слепухин. Подробнее – в материале ural.aif.ru.

Письмо из школы

Дарья Попович, «АиФ-Урал»: Алексей Викторович, как случилось, что манси, живущие в глубокой тайге, отправились воевать с фашистами?

Алексей Слепухин: В начале XX века манси впервые стали тесно общаться с «большим народом» – русскими. К тому времени у них было две основных «профессии»: охотник и рыбак. В редких случаях они становились оленеводами, ещё реже – собирателями грибов и ягод. Манси селились в лесах и пользовались посудой, которую изготавливали из бересты. Когда это увидел один иностранный путешественник, он искренне удивился, как можно обходиться без фарфоровых чашек и блюдец!

В сороковых годах для мансийских детей построили первую школу-интернат в поселении Бурмантово на реке Лозьве. В апреле 1941 года ребята из клуба юных географов при Дворце пионеров в Свердловске получили письмо из этой школы. Воспитанники интерната просили сверстников выслать им семена, чтобы посадить овощи и даже некоторые садовые цветы! Конечно, они не знали, как выглядит та же морковка, картошка или свёкла, а письмо, скорее всего, написали под руководством учителей. Пионеры согласились помочь ребятам, и лесные люди создали маленькие огороды. Это дало им возможность выжить в тяжёлый период, когда буквально каждый колосок и каждого добытого зверя нужно было сдавать для нужд фронта.

Во время Великой Отечественной войны свердловские манси, как правило, приходили в армию сами, хотя их никто не призывал. Почему они это делали? Возможность быть вместе со своей страной – вот что они ставили на первое место. Даже самая малая награда имела для них огромное значение, ведь она давала ощущение сопричастности общему делу. Такое чувство общности важно для всех коренных народов. Манси, прошедшие войну, хранили свою форму до конца дней – даже выцветшую и перештопанную. А уж выправка оставалась с ними на всю жизнь. Эти люди, в свою очередь, сыграли важную роль в Победе.

Любая награда, полученная на войне, имела для лесных людей огромное значение - она давала им ощущение сопричастности общему делу.
Любая награда, полученная на войне, имела для лесных людей огромное значение - она давала им ощущение сопричастности общему делу. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

– В чём её важность?

– Прежде всего, они были охотниками, выросшими в тайге. Воин манси знал, как будет перемещаться его «добыча», в данном случае – враг. Спрогнозировать поведение человека в лесу для него было проще, чем выследить зверя. Он чётко представлял, в какой момент надо выстрелить, чтобы попасть точно в цель. Командиры это учитывали, потому и назначали лесных людей снайперами. При этом те даже не знали, что существует оптический прицел. Да и воевать шли со своим стареньким ружьём, с которым обращались виртуозно. «Плохонькое, переделанное, но своё, привычное, и с ним удобно», – так они рассуждали, отправляясь на фронт.

Любой мальчишка сызмальства мечтал иметь собственное «ружо». В 14 лет подросток уже проходил обряд инициации, после которого считался взрослым мужчиной. Такие парни тоже воевали в Великую Отечественную войну. Кроме ружья охотники брали с собой нож. Им умели пользоваться все манси.

Подобным ножом умели пользоваться все лесные люди без исключения: и мужчины, и женщины, и дети с определённого возраста.
Подобным ножом умели пользоваться все лесные люди без исключения: и мужчины, и женщины, и дети с определённого возраста. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Чаще всего у этих бойцов не было образования, поэтому их нельзя было назначить на какие-то значимые должности. Зато они проявляли неслыханную доблесть. Там, где другой мог спасовать, манси стоял до конца. Что могло напугать человека, привыкшего идти один на один против медведя? Они не боялись вражеских танков! А вот в коллективе им было весьма непросто: вне леса эти люди чувствовали себя не в своей тарелке.

Воин с косичкой

– Чем они выделялись?

– Они всегда оставались другими. Например, странно воспринимали, что перед отправкой на фронт приходилось коротко стричь волосы. В мирное время мужчины традиционно носили косички на голове, веря, что именно там находится их «пятая душа». Первая душа находилась в дыхательных путях, это была душа-дыхание. Была у них и душа-тень. Одну из душ связывали с кровью. А некоторые души находились вне тела, и, как я уже сказал, одна – в косичке. Охотника с такой причёской, кстати, изобразил художник, член Русского географического и Британского королевского орнитологического обществ Олег Штраух, который исследовал этот народ.

Манси были убеждены, что, завладев косичкой, недоброжелатель получит в собственность и его душу. Однако её можно было выкупить, сговорившись о цене. В их картине мира, где всё имело свои соответствия, добыв что-то одно, человек лишался чего-то другого. Да и так ли нужна чужая душа, которая может ещё и навредить? Именно поэтому стоимость выкупа обычно не завышали. Соглашаясь лишиться волос и кладя ценную косичку в карман, охотники шли на уступки, потому что понимали: иначе нельзя.

Художник-исследователь и орнитолог Олег Штраух изобразил мансийского охотника с той самой косичкой на голове.
Художник-исследователь и орнитолог Олег Штраух изобразил мансийского охотника с той самой косичкой на голове. Фото: из социальной сети "ВКонтакте"/ Со страницы библиотеки Белинского

– Кто из манси-фронтовиков особенно известен?

– Писатель Иван Шесталов отправился на войну со своим отцом Николаем и дядей Сергеем. С последним они участвовали в битве под Ленинградом, все вернулись живыми. К слову, один из романов Иван посвятил отцу. Произведение называется «Когда меня качало солнце».

Некоторые манси возглавляли небольшие  подразделения, как, например, Каллистрат Портанов. Его команда обслуживала пулемёт «Максим», который  весил не менее 60 килограммов. Ленту часто заклинивало, а стол быстро нагревался. Каллистрат дошёл до Венгрии.

– Чем манси занимались в тылу?

– Каждый помогал фронту тем, чем мог. Многие сдавали пушнину. Охотники обходили огромные территории в поисках животных. Кто-то устраивался в рыболовные артели. Работали не только взрослые, но и дети. К слову, замечу, что манси не умеют делать две вещи – врать и воровать.


Во время войны оленеводы отправили на фронт огромное количество оленьих шкур. Такое естественное «одеяло» отлично согревает на фронте. Показательно, что сегодня жители Югры также посылают участникам СВО олений мех. Этот материал, помимо всего прочего, закрывает человека от тепловизора. Идеальная маскировка!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах